Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Политика

Поверх границ. Политолог Юрий Солозобов: «Оптимальный формат интеграции – союз государств»


26 ноября 09:00
 
Владимир Поляков

Президент России Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев недавно подписали новый межгосударственный договор о добрососедстве и союзничестве в XXI веке. О российско-казахстанских отношениях в беседе с корреспондентом «Файла-РФ» размышляет директор по международным проектам Института национальной стратегии политолог Юрий СОЛОЗОБОВ.
Поверх границ. Политолог Юрий Солозобов: «Оптимальный формат интеграции – союз государств» -
Юрий Солозобов.

– Юрий Михайлович, почему потребовался новый документ?

– Пришло время нового этапа межгосударственных отношений. Это был договор стратегический, о длительном взаимном партнёрстве. Нужно было уточнить массу конкретных деталей для будущего развития отношений двух дружественных стран.

До этого у нас была Декларация  о вечной дружбе, но обе стороны решили, что такая форма несколько легковесная для долговременных союзнических отношений.

А первый Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи подписан вскоре после распада СССР. Договор этот должен был знаково фиксировать, что разрыв не вечен. Инерцию разбегания постсоветской галактики можно было остановить какой-то значительной массой. Такую массу составили два самых крупных по территории постсоветских государства – Россия и Казахстан, проявившие политическую волю к добровольному объединению.

Казахстан – совершенно особое государство на постсоветском пространстве. Он последним из советских республик объявил о независимости 16 декабря 1991 года. И Нурсултан Назарбаев, тогда первый секретарь ЦК Компартии Казахстана, до последнего боролся за сохранение СССР. Не секрет, что он номинировался на пост премьер-министра обновлённого Союза, чего не случилось, к сожалению. Если бы такое произошло, как считают многие эксперты, возможно, и демонтаж СССР прошёл иначе, а, может, даже и не было бы никакого обвального распада.

Нурсултан Абишевич всегда выступал с идеей создания нового интеграционного объединения на постсоветском пространстве на равноправной консенсусной основе. Впервые Назарбаев её озвучил публично во время официального визита в Москву в стенах МГУ в марте 94-го.

Всем, кто интересуется постсоветской политикой, рекомендую прочитать текст этого выступления. Практически там изложена вся программа интеграции на 20 лет вперёд. Эта программа была подготовлена большой группой экспертов, казахстанских и российских. Это фактически первое важное заявление о начале интеграции – на новых равноправных принципах.

– При президенте Назарбаеве Казахстан добился заметных успехов…

– Я активно занимаюсь Казахстаном более 12 лет и лично участвовал во многих судьбоносных событиях страны. Стал соавтором и ведущим многосерийного документального фильма «Казахстанский путь: хроника независимости». Убеждён, что тот путь созидания, который за годы независимости уверенно прошёл Казахстан под руководством Нурсултана Назарбаева, доказывает: всё было сделано правильно. 

В СССР была политика «больших» и «меньших» братьев, Как известно, Россия как РСФСР была глобальным донором, а республики Центральной Азии были сырьевыми зонами. Казахстан как суверенная и независимая страна начал с весьма низкого старта – по развитию экономики КазССР занимала 13-е место из 15 республик. В начале 90-х много населения неказахского уехало из страны. Это было связано с социально-экономическим коллапсом – нечем было платить ни армии, ни полиции, ни оборонным заводам, многие из которых, союзного подчинения, были закрыты. Исчезали целые стратегические отрасли.

У Казахстана остались тогда, по сути, одни лишь недра. Республику во многом спасло Тенгизское месторождение нефти, в разработку которого в СССР вложили почти 6 миллиардов «советских» долларов (это примерно 60 миллиардов нынешних). Нефть там с повышенным содержанием серы, для добычи привлекли американскую компанию «Шеврон», обладавшую новейшими технологиями. В результате долгих переговоров Назарбаев добился оптимальных условий равноправного партнёрства.

Важная составляющая современной экономики Казахстана – добыча урана. Компания «Казатомпром» (не занимающаяся производством оружейного урана) входит в число ведущих уранодобывающих компаний мира. И Казахстан – один из мировых лидеров по продаже урана.

Когда Казахстан стал суверенным, президент Назарбаев заявил, что государство отказывается от атомного оружия и закрывает Семипалатинский полигон. Тогда этот миролюбивый жест был высоко оценён в мире.

– Что нас объединяет – Россию с Казахстаном?

– Многое нас объединяет – общая история, общая культура, экономика, общий энергетический комплекс, трубопроводы.

Нас ещё объединяет общая граница в 7,5 тысячи километров. Закрыть её, по сути, невозможно. Ведь обустройство 1 километра границы стоит  около 50 миллионов долларов, и 2 миллиона ежегодно нужно на её поддержание. Понятно, что такая граница должна быть только границей мира.

Объединяет нас и ментальная схожесть: и казахи, и русские – люди открытые, кстати, и в переговорах, и за дружеским столом-дастарханом  мы всегда находим понимание и согласие.

Добыча нефти в Казахстане.

Крайне важно, что у нас сохранилось общее военное пространство. Астана активно участвует в Объединённой системе ПВО СНГ, что очень важно как для безопасности будущего Евразийского союза, так и для стратегической безопасности самой России. По сути, Казахстан – это крышка от кипящего котла Центральной Азии.

Это всё соображения прагматические, но есть ещё и идеологические. Нурсултан Назарбаев считает своей исторической миссией всячески содействовать евразийской интеграции. После той речи в МГУ он не раз выступал с весьма реалистичными, но порой опережающими время планами объединения на постсоветском пространстве.

Таких планов было немало. Назарбаев предлагал Ельцину (кстати, это мало кто знает) двойственный союз Российской Федерации и Казахстана. Но тогда советники Ельцина предложили подождать согласия Украины…

В итоге возникла минимальная геополитическая конфигурация из трёх государств – Белоруссии, Казахстана и России, чей стратегической союз вполне может стать локомотивом постсоветской интеграции.

Опыт Евросоюза чётко показал, что интеграция идёт успешно только в среде государств с более-менее равным социально-экономическим развитием. Для ЕС локомотивом развития стал союз Франции и Германии.

И дорога до союза у европейцев заняла 40 лет. Степень интеграции в СССР была значительно выше, поэтому интеграция у нас идёт быстрее.

– Почему же всё-таки инициатива Назарбаева медленно развивалась?

– Она сильно тормозилась при Ельцине, но, когда президентом России стал Владимир Путин, он высоко оценил идеи Нурсултана Назарбаева и сразу поддержал их. Ещё в конце 90-х при встрече президенты двух главных стран СНГ согласовали свои позиции в этом вопросе, и установился важный стратегический союз – «ось Москва–Астана».

Возникла дополнительная идея «многоскоростной интеграции» – создания ряда интеграционных объединений. Таких, как ОДКБ в военной сфере, как ЕврАзЭс – в экономической, как ШОС – в международных отношениях.

Стало бесспорным понимание, что оптимальный формат интеграции – это не единое союзное государство, а союз государств.

И это не игра слов и не политическая тавтология: союзное государство предполагает союз равных. Союз же государств предполагает объединение разных стран с разными размерами по населению и территории, с разными национальными особенностями. Союз государств – существенно более гибкое образование.

Потом стала реализовываться вторая плодотворная идея Москвы и Астаны – Таможенного союза. Её очень эффективно продвигал её инициатор – нынешний советник президента Владимира Путина,  ответственный секретарь КомиссииТаможенного союза академик-экономист Сергей Глазьев.

За короткое время было согласовано более 14,5 тысячи товарных позиций, некоторые товарные позиции (200–400) на некоторое время выходят из таможенной зоны регулирования для Белоруссии и Казахстана – позиции чувствительные для их внутренних рынков, потому их регулирование могло бы ухудшить жизнь простых людей там.

Экономическая политика в Таможенном союзе оказалась правильной: у нас сразу со снятием границ на 40–50% выросли объёмы торговли, между Белоруссией и Казахстаном – почти в 2 раза. Рост ощутимый оказался и в сфере промышленности.

Смысл Таможенного союза состоит не просто в открытии границ для экономического сотрудничества, а в воссоздании тех промышленных цепочек, которые были в советские времена.

В лихие 90-е мы все прошли обвальный период деиндустриализации: много потеряли проектных институтов в отраслевой науке, много потеряли уникальных промышленных производств. Однако всё же немало и осталось.

Недавний форум сотрудничества двух наших стран в Екатеринбурге был очень показателен тем, что его главной темой стала «Промышленная кооперация» – межрегиональная кооперация, пограничная торговля.

Гигантская граница между нашими странами в СССР была проведена искусственно как простая административная линия, и около двух миллионов казахов осталась на территории России, а большая часть русских – в Казахстане. Так же, как и часть крупных экономических объектов искусственно разделилась.

Например, богатое Карачаганакское нефтегазоконденсатное месторождение находится в Казахстане, газ по трубопроводу шёл на Оренбургский газоперерабатывающий завод. Но после распада СССР от этого завода отказались, и только Путину с Назарбаевым удалось договориться, чтобы месторождение и завод вновь заработали как единый комплекс.

То же самое было и с нефтяными месторождениями на спорных территориях Каспия, и там все спорные вопросы тоже были решены.

– Как Вы оцениваете сегодняшние отношения России и Казахстана?

– Казахстан – единственное государство, с которым у нас нет значимых конфликтов. Казахи предпочитают тихий дипломатичный способ ведения дел и разрешения всех проблем.

Казахстан сегодня – самый надёжный стратегический союзник России. У Назарбаева с Путиным сложились замечательные отношения, они разрешают самые сложные возникающие между двумя странами вопросы, например, как с Байконуром. И России надо ценить такого верного друга и соратника как Казахстан.

Как правильно сказал Нурсултан Назарбаев, «нынешний евразийский союз – это не попытка реинкарнации СССР-2». Действительно, все ностальгические проекты долго не живут. Постепенно уходят поколения, которые хорошо помнят СССР, а молодые, немало из которых учились по всему миру, склонны к тому, чтобы обращать союзнические взоры на новые страны, более развитые, с новейшими технологиями.

Поэтому очень ценно вырастить новое поколение эффективных евразийских бюрократов. Нужны и новые надгосударственные органы, помимо Евразийской экономической комиссии.

– Какие новые этапы развития Евразийского союза?

– Нурсултан Назарбаев предлагает в формате трёх стран Таможенного союза создать Евразийскую торгово-промышленную палату. 

Ещё его разумное предложение – Евразийская ассамблея – структура, которая объединит парламентариев наших стран. Она будет эффективно способствовать дальнейшей интеграции, выдвигая новых перспективных евразийских политиков.

Важно очень делать ставку на молодёжь, на интенсификацию контактов между молодыми людьми стран Евразийского союза, обмен студентами, туристические программы, чтобы можно было видеть, как живут соседи и «потрогать руками» то, что там происходит.

Например, каждый, кто приезжает в новую столицу Казахстана Астану, видит этот чудесный город, футуристический, выглядящий совершенно фантастически, тот сразу понимает масштабы свершений в Казахстане за последние 20 лет. Этому состоявшемуся государству есть, чем гордиться.

Ураноизвлекающая установка в Казахстане.

О Казахстане, о развитии Евразийского союза надо больше рассказывать в российских СМИ. Есть намётка на следующий год открыть в РИА «Новости» специальную программу, посвящённую евразийской интеграции. Если получится, это будет заметный прорыв в медийной сфере.

Хотя информационные цели должны ставиться гораздо шире и больше. Назарбаев предлагает создать круглосуточный новостной телеканал «Евразия-24». Это важно с точки зрения объективного и полного информирования граждан наших стран о преимуществах и ходе интеграции.

Мы набрали неплохой темп, и самое главное, что есть длительная, хорошо продуманная интеграционная программа, состоящая из нескольких ключевых частей.

Первый этап – Таможенный союз – мы уже прошли. Далее идёт создание Единого экономического пространства, это будет к 2015 году.

Следующей важнейшей целью станет создание единой наднациональной валюты для Евразийского союза. Как она будет называться, неважно, но без неё не удастся обойтись.

Очень важный и сложный этап – это обеспечение равного доступа к нефтяной трубе, это позволит Казахстану напрямую торговать со странами Европы, что снимет массу ненужных проблем. По сути, нам нужна своя Евразийская энергетическая хартия.

Если удастся решить сложнейшие вопросы и с валютой, и с доступом к трубе, тогда можно будет говорить об уровне интеграции, сравнимым с уровнем интеграции Евросоюза.

А поскольку интеграционные ресурсы, оставшиеся от СССР, велики, это позволит развивать Евразийский союз более быстрыми темпами, чем это происходит в Евросоюзе.

– Скептики задают вопрос: а зачем вообще нужен Евразийский союз?

– Надо понимать, что интеграция – важнейший мировой тренд. Если посмотреть на геоэкономическую карту мира, можно увидеть, что идут процессы кластеризации мировой экономики – это и Евросоюз, и АСЕАН, и МЕРКОСУР в Южной Америке, образуется экономическая зона на Ближнем Востоке и прочее.

Создание таких больших экономических зон заметно облегчает решение проблем во время мировых экономических кризисов, придаёт большую устойчивость национальным экономикам.

Когда нам удастся выстроить эффективно наш Евразийский союз, можно будет расширять его странами, желающими в него войти. Это Таджикистан и Киргизия, что очень важно для России в плане защиты наших южных границ и для борьбы с наркотрафиком.

Важно и создание идеологического обоснования интеграции – нет пока общепринятой идеологии евразийства, устраивающей все три государства.

Когда на пространстве между двумя экономическими гигантами – Европейским союзом и Китаем – появится очень мощный геоэкономический игрок Евразийский союз, он будет работать с большой эффективностью и в интересах его участников, и в интересах всей мировой экономики.

 

 

Версия для печати
Комментарии (1)
marfushechca 23:02 26 Ноября 2013
Да-да! Мы не спорим! Как говаривали встарину: "Хай буде гречка!"
комментарии
подробности
отражения