Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Культура

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Музей воспитывает в человеке историческое достоинство


16 мая 11:25
 

В 2014 году крупнейшее в нашей стране собрание произведений мировой культуры будет отмечать 250-летие.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Музей воспитывает в человеке историческое достоинство - ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

Программу подготовки к юбилею одобрил премьер-министр России. Одновременно Эрмитаж активно включился в формирование национальной программы «Культура», предложенной Владимиром Путиным. Об этом и о мероприятиях по укреплению в России музейного дела «Файлу-РФ» рассказал директор Эрмитажа Михаил ПИОТРОВСКИЙ.

– Надеемся, что государственная программа «Культура» действительно состоится и исправит ту величайшую несправедливость, когда культура не была представлена в числе национальных проектов. Это довольно остро ощущалось в обществе. Безусловно, следует обратить внимание на некую основу культуры. В этом плане сочетание «музеи-библиотеки», о чём говорил премьер, как раз очень важно. Это базовые и, по сути, самые демократичные учреждения. Музеи посещает 87 миллионов человек в год, библиотеки – ещё больше. Остальные досуговые центры – существенно меньше. К тому же музеи и библиотеки хранят память нации. Тот же театр, к примеру, – лишь частично её воссоздает.

У нас недавно прошло заседание коллегии Министерства культуры России, посвящённое сохранности музейных фондов страны, причём речь шла как раз о проблемах стратегической важности. Беречь надо не просто от ветра и дождя, но от всех возможных опасностей, в которые входят рейдерство и приватизация. Сохранение исторического наследия – важная миссия музеев страны, которая должна сочетать доступность и безопасность. Это вещи, вроде бы, противоречащие друг другу, но музей построен именно на этом. Необходимы нестандартные, непримитивные решения; должна быть стратегия развития музейного дела.

Государственные усилия по укреплению российских музеев удачно совпадают по времени с подготовкой к 250-летию Государственного Эрмитажа. Юбилей будем отмечать в 2014 году. Подготовлен план основных мероприятий, и существует ясность, что предполагается сделать «глобального». Об этом мы с министром культуры Александром Авдеевым и доложили премьер-министру.

Мы собираемся завершить реставрацию нашего центрального комплекса и всего восточного крыла Главного штаба с открытием музея XIX-XX веков; при этом планируется ещё больше усилить градообразующую роль Эрмитажа. В центре – Дворцовая площадь с Александровской колонной. В штабном комплексе возможно сооружение атриума и создание музея императорской гвардии.

Следующая задача – реставрация интерьеров Зимнего дворца. Мы хотим к 2012 году восстановить иконостас и провести службу 25 декабря, в День изгнания французов из пределов Отечества.

Далее, мы открываем проходы с Дворцовой на Неву вдоль малого Эрмитажа, с которого и начиналась коллекция Екатерины. На первом этаже находились конюшни и манеж. Мы сделаем здесь новый выставочный зал с отдельным входом, и вдоль него люди смогут переходить с Дворцовой площади к Неве. Внутри реставрируем несколько музейных залов. А всё, что было в запасниках, переводим в наше новое фондохранилище в Старой деревне.

Эрмитажное открытое фондохранилище – это наше российское изобретение, таких нет нигде, ни у кого в мире! Это образец для всей России и решение многих проблем – ведь у музеев есть дворцы, красивые здания, но в них невозможно хранить вещи с достаточной степенью защиты, с климатическим контролем и всем необходимым. Наш объект уникален, прежде всего, тем, что делает запасники музея по-настоящему доступными. Это действительно способ показа вещей в совершенно новой эстетике. В фондохранилище можно всё показывать: есть выставочные залы, аудитории. Одновременно проводится большая работа с людьми, которые живут по соседству. Получился настоящий культурный центр в спальном районе со всеми функциями Эрмитажа! Только что мы согласовали третью очередь фондохранилища, где разместятся музей археологии и архитектуры Петербурга, издательство, библиотека, новые реставрационные залы. Всё будет обращено к людям, чтобы объяснять: музей – не склад! Даже когда наш объект называется фондохранилищем – это совершенно другого типа организм!

Эрмитаж – абсолютно инновационный объект, не только по техническим параметрам типа системы видеонаблюдения или интернет-сайтов. Мы планируем организовать глобальное телевидение. Будем продолжать вековые традиции и оставаться при этом передовыми.

Разумеется, к 250-летию будет издано много книг, подготовлены специальные экспозиции. Причём устраивать на юбилей демонстрацию «всех шедевров мира» из других музеев не планируем. У нас будет большая экспозиция, посвящённая нашим собственным приобретениям за последние 20 лет, мы познакомим с результатами работы реставраторов и археологических экспедиций. Столь масштабные выставки должны представить миру Эрмитаж и ту роль, которую богатейшее музейное собрание России играет в истории страны.

Таким образом, 2014 год начнётся Олимпийскими играми в Сочи – парадом российского спорта, а завершится 250-летием Эрмитажа в Санкт-Петербурге – демонстрацией нашего вклада в сохранение мировой культуры. Очень хотелось бы, чтобы этот юбилей вызвал в мире столь же положительный резонанс, как и Олимпиада.

И это вовсе не преувеличение, не натяжка – ведь Музей воспитывает в человеке историческое достоинство. Не историческую гордость, не историческую ксенофобию, не историческое самоуничижение, а именно достоинство – понимать и принимать историю, свою и мировую, как материально существующую вещь с чёрными, белыми страницами – как есть. Это важнейшая миссия, которую Эрмитаж выполнял всегда: воспитание не только духовности, а понимания реальной ситуации; сочетание духовности, инноваций, традиций.

Музеи являются хранителями подлинной вещи. Это едва ли не самое значимое в собрании. У нас кругом виртуальность – радио, телевидение, Интернет, театр – это всё виртуально, не реально. А музей показывает человеку настоящий предмет, заставляет посмотреть на вещь, уйти, почитать и снова прийти. Экспонат передаёт человеку напрямую какую-то свою энергию. И тут очень важно найти правильную подачу. Не уйти в аскетизм и не слишком устраивать театр или цирк, что не так просто, как иногда кажется. Но эта задача для музея, если хотите, общечеловеческая. Тем более, к нам приходят люди самые разные – и по социальному статусу, и по жизненному опыту.

Я бы не стал ориентироваться на какой-то «средний возраст», потому что его для Эрмитажа нет. И молодёжь к нам ходит, и пенсионеры. У нас есть студенческий центр, детский центр, подшефный детский садик «Эрмитажный», где дошколята получают информацию, а потом закрепляют знания в музейных залах. Важно, кем бы кто ни стал, чтобы история, прекрасное, Эрмитаж стали частью его жизни. И среди наших постоянных посетителей – огромное количество замечательных людей! К сожалению, не ходят к нам бизнесмены, администраторы, журналисты (кроме тех, что пишут об искусстве). Они плохо представляют, что такое музей, и при этом критикуют («в Эрмитаже все картины давно подменены, проданы»), воспринимают музей как халяву какую-то, не могут встать в очередь («дайте мне быстро и бесплатно»). И не понимают эти закомплексованные, что музей – это целое учреждение, сохраняющее историческую память поколений такой, какой она есть, – должен вызывать и вызывает почтительность. С таким «культурным слоем» надо ещё работать.

В последние годы, вроде бы, стало меньше «Иванов, не помнящих родства». Уже помнят. Правда, в обществе ещё не хватает опыта, как понимать своё родство. Я в таком случае обычно цитирую лозунг проклинаемых джингоистов: «My сountry, right or wrong» – «Моя страна, права она или нет». На самом деле, это лозунг правильный. Не значит, что страна всегда права. Но права она или нет, это моя страна. Вот это очень важно. Понимание, что мы живём в стране замечательной и трагичной одновременно, в стране, у которой своя история, эта история – наша, и беда истории – наша беда, а не какая-нибудь чужая. И Победа – Наша. Мы – часть Мира. Вот это я называю чувством собственного исторического достоинства: понимание, как помнить своё родство и не кичиться, а относиться к нему серьёзно; стараться в нём разобраться, стараться самим быть достойным своего культурного наследия, своего родства, своей страны, своих предков.

Мы живём в мире очень сильной неопределённости. Именно поэтому важны внутренние стержни, которые позволяют в любой ситуации оставаться самим собой, верным своим неким глубинным принципам, которые порой могут быть и не выражены словами.

Другое дело, политики должны заниматься тем, чтобы сохранять то хорошее, что есть сегодня, и чтобы не стало ещё хуже.

Но есть Государственная История – великая история страны, и Имперские традиции. Это то, что мы сохраняем и что лучше всего представляет Эрмитаж. Поэтому мы бьёмся за Дворцовую площадь, хотим сделать её памятником имперских традиций, в добром смысле; хотим сделать её местом воспитания граждан, молодёжи и армии. С армией у нас теперь, вроде, всё будет хорошо. Одно только до сих пор плохо – это, как ни примитивно звучит, – патриотическое воспитание, понимание своего долга как российским солдатом, так и русским офицером. Это всё немножечко (хотя немножечко – не то слово!) теряется... Именно Эрмитаж – через свои выставки военной истории, парады, церемонии, конференции, концерты – старается показать, как нужно любить Родину, быть патриотом. Для этого мы хотим максимально использовать Дворцовую площадь.

Столица переехала. Но остались Дворцовая площадь и Эрмитаж – хранитель имперских традиций, исторической памяти, исторического достоинства.

Дословно:

«Эрмитаж – уникальный музей. Одних единиц хранения свыше трёх миллионов! Безусловно, большое количество произведений, которые находятся в Эрмитаже, является достоянием всего человечества, без всякого преувеличения. Это гордость России».

Владимир Путин

Наше досье:

Государственный Эрмитаж – самый большой в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II. Точная дата основания музея неизвестна, но его днём рождения принято считать 7 декабря – день святой Екатерины, покровительницы музея. Коллекция Эрмитажа насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

При подготовке материала были использованы фото ИТАР-ТАСС и РИА «Новости».

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения