seo best epoksi epoksi düğün organizasyon firmaları nice türkiye bft türkiye temizlik şirketleri temizlik şirketi özyapı dekorasyon

beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort

çeviri inönü üniversitesi taban puanları 2019 malatya oto kiralama malatya web tasarım parça eşya taşıma şehirlerarası parça eşya taşıma parça eşya taşıma fiyatları büyü aşk büyüsü ayırma büyüsü büyü aşk büyüsü bağlama büyüsü paykasa paykasa fiyatları paykasa bozdurma metal galvanizli sac paslanmaz sac shell download wso shell webadmin shell şehirler arası nakliyat şehirler arası evden eve nakliyat

escort erzurum escort erzurum diyarbakir escort escort diyarbakir escort diyarbakir tunceli escort porno izle porno izle porno izle porno izle porno izle

Компетентное мнение. Учимся на ошибках?
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Политика

Компетентное мнение. Учимся на ошибках?


22 сентября 11:38
 
ГАЛИНА ПИТУЛЬКО
историк, политолог

«Я не знаю, что такое гуттенберг», – говорит выпускник филфака. Незнание истории становится нормой. Этому во многом способствуют и учебные планы, и современные учебники.
Галина Питулько.

Количество часов, отведённых на изучение прошлого нашей страны, сократилось не только в школах, но и в вузах. Более того, по некоторым специальностям дисциплина «История России» вообще отсутствует.

Даже в Санкт-Петербургском государственном университете юристы уже нескольких лет как отказались от историков-профессионалов. Там теперь преподается история государства и права, но не история России. И это грустно.

По новому стандарту нам рекомендуют преподавать не историю России, а вообще историю, то есть нашу, отечественную – всего лишь как часть всемирного процесса. Безусловно, всеобщий ход событий представлять надо, но в основе должны быть всё-таки глубокие знания прошлого родной страны, своих корней. И одного семестра для изучения всемирной истории с древнего мира и до конца XIX века, как это, например, предусмотрено для специальности «Международные отношения», согласитесь, маловато. Даже как-то неловко за составителей подобных учебных планов из Министерства образования и науки.

Студенты в библиотеке Восточного факультета СПбГУ. Фото ИТАР-ТАСС.

Отсюда, наверное, и волна «псевдоисториков», способных с лёгкостью обосновать любое явление, которое им подсовывают политтехнологи в интересах сиюминутной конъюнктуры.

Считается, что историком стать легко. Для этого, якобы, вовсе не надо изучать источниковедение, палеографию и другие вспомогательные дисциплины.

Это далеко от истины. Наша профессия требует многочисленных знаний.

Исходя из собственного профессионального опыта работы со студентами первых, а также выпускных курсов, могу констатировать, что, к сожалению, базовая гуманитарная подготовка молодёжи оставляет желать лучшего, в том числе и в области исторического образования. Если говорить о каких-то общих проблемах, соглашусь с мнением некоторых коллег, которые признают, что сегодня основной задачей обучения на первых курсах является ликвидация серьёзных пробелов в знаниях. К примеру, студент с полной уверенностью заявляет: «Феодальная раздробленность на Руси появилась из-за слабого развития промышленности». – «Какой?» – недоумевает преподаватель. – «Тяжёлой». Или следующее, весьма распространённое утверждение вчерашних школяров: «Вторая мировая война закончилась 9 мая 1945 года».

На примере курсов отечественной и зарубежной истории приходится признать, что вчерашние абитуриенты слабо разбираются в методологии, в периодизации и, конечно же, зачастую не знают подлинного смысла и содержания таких наук, как «историография» и «источниковедение».

Не стоит винить в этом только школьные программы и учителей (особенно при резком сокращении часов аудиторной нагрузки). Причины отсутствия фундаментальных знаний по гуманитарным предметам более глубоки и многообразны. Благодаря современным технологиям, в том числе всемогущему интернету и новым формам тестового мышления, наших студентов (в общей массе) отличает скудный словарный запас – и это ещё одна серьёзная проблема. Что касается примеров, как выразился один мой коллега, «космического невежества», то несть им числа. Молодёжь, мало читающая беллетристику, слабо ориентируется в периодах и исторических героях. Даже легендарный основатель Москвы в устах студента превращается из Долгорукого в Многорукого и т. д.

Ещё одна серьёзная проблема – крайне низкая мотивация к чтению, в том числе научной литературы. Иногда начинающий исследователь, пытающийся на практическом занятии озвучить некий текст, просто его зачитывает – бездумно, с неправильными ударениями в малопонятных словах и терминах. О том, чтобы посмотреть в энциклопедию или справочник, нет речи. Больше того, порой молодые люди настолько плохо владеют техникой чтения, что содержание отодвигается на задний план.

Большинство коллег-преподавателей сталкивается в практике с негативными проявлениями так называемого «клипового сознания», предполагающего практически полный отказ от чтения «толстых» книг и обращения к традиционным источникам первичной информации. Доходит до смешного. Случай из практики общения с пятикурсником-филологом из Санкт-Петербургского университета. Посетив Российскую Национальную библиотеку, где знаменитый профессор-лингвист Умберто Эко (широко известный в России хотя бы по романам «Имя розы» и «Маятник Фуко») выступал перед читателями, через переводчика, с докладом «От Гуттенберга до Интернета», студент выдал: «С Интернетом понятно, но я не знаю, что такое гуттенберг». Комментарии излишни.

В последние два десятилетия ведутся горячие споры о том, выдержит ли печатная книга конкуренцию с бурно развивающимися новыми формами изданий и ресурсов. Нам кажется вполне убедительной аргументация целого ряда исследователей культуры, говорящих о том, что «по мере распространения электронных изданий возникает опасность подмены основных структурных элементов, составляющих систему, …упрощёнными представлениями о компьютерной (экранной) культуре», поскольку посредником в общении с книгой становится экран читающего устройства (см. Лютов С. Н. «Традиционная книга и электронные издания: проблемы и перспективы сосуществования»). Вместо того, чтобы, к примеру, обратиться к учебной и справочной литературе по отечественной истории или к авторским лекциям С. Ф. Платонова, В. О. Ключевского, наш среднестатистический студент прежде всего открывает Интернет, откуда извлекает и озвучивает сведения «про Ивана III», правившего на Руси «где-то в конце XV века».          

Современная учебная литература также имеет некоторые изъяны, в особенности в части оформления её справочно-библиографического аппарата. Так, в большинстве учебников по истории России присутствует хронологическая таблица и лишь два-три приложения, не раскрывающие всего содержания.

Так к каким же справочно-библиографическим пособиям можно обратиться нашему неискушённому студенту? Как нам представляется, для обучающихся на младших курсах главным ориентиром на пути к прочным знаниям могут служить традиционные формы справочной литературы – энциклопедии, биографические и иные словари. Причём профессионалы советуют не ограничиваться только одним изданием. Как считает историк российской культуры, библиограф и архивист Ира Фёдоровна Петровская, «интересно и важно сопоставить информацию в энциклопедиях и словарях разных эпох – сравнить степень внимания к предмету, уровень знаний о нём». Специалист советует, и мы вполне солидарны с ним, что студенту всегда полезно обращение к Энциклопедическому словарю Ф. А. Брокгауза и И. А. Евфрона.

В новом здании Российской Национальной библиотеки. Фото ИТАР-ТАСС.

Отрадно отметить, что с 2004 года начала выходить Большая Российская энциклопедия в 30 томах. К сожалению, статей, относящихся к истории Отечества до 1918 года, в ней ничтожно мало по сравнению даже с Брокгаузом. Возможно, это сознательная установка составителей и издателей. Но если в Брокгаузе после каждой энциклопедической статьи указана библиография на русском и иностранных языках, то в БРЭ новейшая литература даётся далеко не всегда. Это означает, что уровень БСЭ – Большой Советской Энциклопедии, увы, не достигнут.

Если резюмировать, у истории на сегодняшний момент, к сожалению, гораздо больше фальсификаторов, нежели трепетных почитателей и знатоков. Примерами серьёзных несоответствий, а порой и ошибок могут служить некоторые вузовские учебники, имеющие прямое отношение к преподаванию истории Отечества. Так, в новейшем петербургском учебнике по «Политической истории России» даны неточные фактографические сведения, касающиеся эпохи Ивана Грозного. Например, исторически важный первый Земский Собор, по мнению автора-составителя Ланцова, произошёл не в 1549-м, а только в 1559 году. Примеры неточностей, граничащих с незнанием, можно найти и в учебнике МГУ по «Истории Отечества». Возможно, это мелочи, но они, согласитесь, принципиальны. Обращает на себя внимание и то, что некоторые разделы истории России в вузовских учебниках даны весьма обзорно, хотя речь о периодах, крайне важных с точки зрения формирования общего знания и мировоззрения. Всего на двух с небольшим страницах в том же московском учебнике отражены, к примеру, сведения об Отечественной войне 1812 года.

Тема небрежения к истории требует особого внимания. Актуальная же задача настоящих педагогов – постараться привить любовь и уважение к прошлому и настоящему, в том числе – обучая на конкретных примерах. Или как, говаривали древние, diximus exemplis – «учимся на примерах»!

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения