beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort История – это самоидентификация
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

История – это самоидентификация


25 мая 10:15
 
Сергей Черняховский
доктор политических наук

Европейское общество отреагировало на неприличную выходку кинорежиссёра фон Триера в Каннах. Россия такой способности пока не демонстрирует.
История – это самоидентификация - © РИА «Новости»/Олег Ласточкин
© РИА «Новости»/Олег Ласточкин

Хотя европейское общество не сталкивается с попытками сознательно разрушить его историческую самоидентификацию – а российское сталкивается.

В России в определённых кругах заигрывание с темой допустимости власовского предательства считается чуть ли не хорошим тоном. Год назад один из иерархов РПЦ выступил с инициативой реабилитации Власова и как «подлинного патриота России» – и никакому остракизму подвергнут не был. РПЦ вяло отмежевалась от этой позиции – но не больше. От сана не отлучили. Анафему не провозгласили.

Публично заявлять о непомерности цены, заплаченной за Победу, – можно. То есть, по сути, – утверждать, что лучше было эту цену не платить.

Называть руководство страны, ведшей борьбу против гитлеровской агрессии, преступным – можно. То есть утверждать, что войну против гитлеризма выиграло якобы преступное государство.

Это покрывается и прикрывается темой о свободе мнения или творческом поиске исследователя. И толерантностью.

Россия беспредельно толерантна к тем, кто её оскорбляет. Хотя ни из чего не вытекает, что толерантность вообще есть некое абсолютное благо. Лидеры ведущих европейских держав уже прямо и публично говорят о том, что толерантность завела европейское общество в моральный тупик.

Непонятно, почему россиянам вообще нужно быть терпимым к оскорблениям.

Многим кажется, что историю защищать не нужно. Считается, что историческая правда на то и правда, чтобы самой себя защитить.

Конечно, в нормальных условиях история должна сама определять, что с научной точки зрения верно, а что неверно – не путём юридических запретов, а в научных дискуссиях. Конечно, устанавливать рамки трактовки исторических фактов должны не государственные инстанции, а институты гражданского общества и специалисты в данной области. Здесь регулирование в первую очередь должно быть этическим, а вовсе не правовым и уголовным.

Должно быть. И в нормальных условиях.

Но сегодня мы живём не так, как «должно», а так, как есть. Ненормально. А в ненормальных условиях возникает вопрос и об использовании «ненормальных» методов. Потому что «нормальные» – не действуют.

Нормальные условия – это когда соблюдаются некие нормы. Не только юридические, а и этические, когда действуют некие соглашения о приемлемых и соблюдаемых в обществе ценностях.

В нормальных условиях просто не возникает вопрос о том, что нельзя превращать собственную историю в чёрную дыру.

Но в России определённая часть интеллектуального класса именно этим занимается (и гордится тем, чем занимается) уже четверть века.

Ненормально, когда при всём уважении ко Дню Победы оказывается, что 10% опрошенных считают допустимым сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Эти люди заявили о несогласии с утверждением: «Я бы ни при каких условиях не пошёл на сотрудничество с немецкими оккупантами». А 21% граждан выразил готовность к прощению предательства.

Но история, как и создаваемые в ней её позитивные мифы, – это вопрос и личной, и национальной самоидентификации. В любой истории любой страны есть и светлые, и тёмные полосы. Однако есть вопрос самоидентификации: «Кто ты?» – тот, кто стыдится своей истории и винит себя в ней, или тот, кто ею гордится?

Фото ИТАР-ТАСС

Один – должен виниться и каяться. Другой – смотреть на мир с поднятой головой, твёрдо помня, чем этот мир ему обязан. Более двух лет назад Сергей Шойгу выдвинул идею введения уголовной ответственности за отрицание и умаление роли СССР в Победе над гитлеризмом. Два года назад президентом РФ была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб Российскому государству.

Но за два года то ли она не приняла ни одного решения, то ли никакие сведения о них не проникли в публичную политику.

Однако цивилизованное общество потому и является и цивилизованным, и обществом, что имеет систему неких табу, охраняет свои ценности и установки и обеспечивает исполнение так называемой «функции воспроизводства латентного образца».

Исторические факты в их определённой оценке определяют систему общественных ценностей, систему общественной самоидентификации и её сохранение.

Утрата этих ценностей ведёт подчас не просто к замене их на другие (что может сказываться довольно болезненно для общества), но и создаёт ситуацию распада общественного сознания, погружает социум в некое «тёмное состояние», когда стёрты границы между добром и злом, уничтожены образцы желаемого поведения.

И народ, и страна оказываются тогда беззащитными как перед внешними притязаниями потенциальных цивилизационных конкурентов, так и перед угрозой внутреннего разложения.

Это вообще не значит, что не бывает ложных или спорных ценностей. Это означает, что с точки зрения существования социума наличие спорной ценности всегда лучше отсутствия какой-либо.

Есть даты и оценки событий, которые создают идентификацию народов, удовлетворяют их естественную потребность в получении ответа на вопрос «кто я?». И этот ответ в последующем может вести как к осознанию своего достоинства, так и к ущербности и национальной униженности.

Оценка роли СССР в войне – это оценка роли советского и составляющего его народов в мировой истории. Понятны попытки партнёров – конкурентов России её умалить – с тем, чтобы освободиться от унижающих их самосознание обязанностей благодарить и кланяться за своё спасение.

И подобные даты и оценки общество должно защищать и поддерживать их сакрализацию. Просто исходя из осознания интересов собственного самосохранения.

И поэтому покушение на эти даты и оценки – это покушение на национальную самоидентификацию общества, на его коллективное сознание и в конечном счёте – на его государственную безопасность. Психологическая спецоперация, направленная на разложение общества.

Мы имеем общество, которое, с одной стороны, обладает достаточно малым количеством общих ценностей, а с другой – общество, ещё не готовое адекватно реагировать на ценностные вызовы ему, во многом в этом отношении слабо и беззащитно.

И именно в силу этой его сегодняшней слабости защита тех ценностей, которые обладают особой значимостью и носят объединяющий характер, действительно должна осуществляться государственными институтами и законодательными нормами – раз другие механизмы защиты не выработаны.

Говоря о наиболее значимой и сильнее объединяющей дате истории – Победе в Великой Отечественной войне – мы должны говорить как минимум о трёх моментах. Об ответственности:

 - за любые формы умаления роли СССР в победе над фашизмом и значения этой победы для всего человечества;

- за любые попытки приравнивания общественно-политического строя СССР к строю стран фашистской коалиции;

- за любые попытки приравнивания лидеров СССР в Великой Отечественной войне к лидерам фашистских стран.

И в разной степени это относится и к другим датам российской истории.

История – это самоидентификация. Отношение к ней – это вопрос национального самосознания. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и создания нормального, а не ущемлённого самосознания.

Если вопрос о подобной опасности встаёт – общество и его самоидентификация должны быть защищены от подобного покушения на его сакральные начала.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения