seo best epoksi epoksi düğün organizasyon firmaları nice türkiye bft türkiye temizlik şirketleri temizlik şirketi özyapı dekorasyon

beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort

çeviri inönü üniversitesi taban puanları 2019 malatya oto kiralama malatya web tasarım parça eşya taşıma şehirlerarası parça eşya taşıma parça eşya taşıma fiyatları büyü aşk büyüsü ayırma büyüsü büyü aşk büyüsü bağlama büyüsü paykasa paykasa fiyatları paykasa bozdurma metal galvanizli sac paslanmaz sac shell download wso shell webadmin shell şehirler arası nakliyat şehirler arası evden eve nakliyat

escort erzurum escort erzurum diyarbakir escort escort diyarbakir escort diyarbakir tunceli escort porno izle porno izle porno izle porno izle porno izle

История – это самоидентификация
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

История – это самоидентификация


25 мая 10:15
 
Сергей Черняховский
доктор политических наук

Европейское общество отреагировало на неприличную выходку кинорежиссёра фон Триера в Каннах. Россия такой способности пока не демонстрирует.
История – это самоидентификация - © РИА «Новости»/Олег Ласточкин
© РИА «Новости»/Олег Ласточкин

Хотя европейское общество не сталкивается с попытками сознательно разрушить его историческую самоидентификацию – а российское сталкивается.

В России в определённых кругах заигрывание с темой допустимости власовского предательства считается чуть ли не хорошим тоном. Год назад один из иерархов РПЦ выступил с инициативой реабилитации Власова и как «подлинного патриота России» – и никакому остракизму подвергнут не был. РПЦ вяло отмежевалась от этой позиции – но не больше. От сана не отлучили. Анафему не провозгласили.

Публично заявлять о непомерности цены, заплаченной за Победу, – можно. То есть, по сути, – утверждать, что лучше было эту цену не платить.

Называть руководство страны, ведшей борьбу против гитлеровской агрессии, преступным – можно. То есть утверждать, что войну против гитлеризма выиграло якобы преступное государство.

Это покрывается и прикрывается темой о свободе мнения или творческом поиске исследователя. И толерантностью.

Россия беспредельно толерантна к тем, кто её оскорбляет. Хотя ни из чего не вытекает, что толерантность вообще есть некое абсолютное благо. Лидеры ведущих европейских держав уже прямо и публично говорят о том, что толерантность завела европейское общество в моральный тупик.

Непонятно, почему россиянам вообще нужно быть терпимым к оскорблениям.

Многим кажется, что историю защищать не нужно. Считается, что историческая правда на то и правда, чтобы самой себя защитить.

Конечно, в нормальных условиях история должна сама определять, что с научной точки зрения верно, а что неверно – не путём юридических запретов, а в научных дискуссиях. Конечно, устанавливать рамки трактовки исторических фактов должны не государственные инстанции, а институты гражданского общества и специалисты в данной области. Здесь регулирование в первую очередь должно быть этическим, а вовсе не правовым и уголовным.

Должно быть. И в нормальных условиях.

Но сегодня мы живём не так, как «должно», а так, как есть. Ненормально. А в ненормальных условиях возникает вопрос и об использовании «ненормальных» методов. Потому что «нормальные» – не действуют.

Нормальные условия – это когда соблюдаются некие нормы. Не только юридические, а и этические, когда действуют некие соглашения о приемлемых и соблюдаемых в обществе ценностях.

В нормальных условиях просто не возникает вопрос о том, что нельзя превращать собственную историю в чёрную дыру.

Но в России определённая часть интеллектуального класса именно этим занимается (и гордится тем, чем занимается) уже четверть века.

Ненормально, когда при всём уважении ко Дню Победы оказывается, что 10% опрошенных считают допустимым сотрудничество с гитлеровцами в годы Великой Отечественной войны. Эти люди заявили о несогласии с утверждением: «Я бы ни при каких условиях не пошёл на сотрудничество с немецкими оккупантами». А 21% граждан выразил готовность к прощению предательства.

Но история, как и создаваемые в ней её позитивные мифы, – это вопрос и личной, и национальной самоидентификации. В любой истории любой страны есть и светлые, и тёмные полосы. Однако есть вопрос самоидентификации: «Кто ты?» – тот, кто стыдится своей истории и винит себя в ней, или тот, кто ею гордится?

Фото ИТАР-ТАСС

Один – должен виниться и каяться. Другой – смотреть на мир с поднятой головой, твёрдо помня, чем этот мир ему обязан. Более двух лет назад Сергей Шойгу выдвинул идею введения уголовной ответственности за отрицание и умаление роли СССР в Победе над гитлеризмом. Два года назад президентом РФ была создана комиссия по противодействию фальсификации истории в ущерб Российскому государству.

Но за два года то ли она не приняла ни одного решения, то ли никакие сведения о них не проникли в публичную политику.

Однако цивилизованное общество потому и является и цивилизованным, и обществом, что имеет систему неких табу, охраняет свои ценности и установки и обеспечивает исполнение так называемой «функции воспроизводства латентного образца».

Исторические факты в их определённой оценке определяют систему общественных ценностей, систему общественной самоидентификации и её сохранение.

Утрата этих ценностей ведёт подчас не просто к замене их на другие (что может сказываться довольно болезненно для общества), но и создаёт ситуацию распада общественного сознания, погружает социум в некое «тёмное состояние», когда стёрты границы между добром и злом, уничтожены образцы желаемого поведения.

И народ, и страна оказываются тогда беззащитными как перед внешними притязаниями потенциальных цивилизационных конкурентов, так и перед угрозой внутреннего разложения.

Это вообще не значит, что не бывает ложных или спорных ценностей. Это означает, что с точки зрения существования социума наличие спорной ценности всегда лучше отсутствия какой-либо.

Есть даты и оценки событий, которые создают идентификацию народов, удовлетворяют их естественную потребность в получении ответа на вопрос «кто я?». И этот ответ в последующем может вести как к осознанию своего достоинства, так и к ущербности и национальной униженности.

Оценка роли СССР в войне – это оценка роли советского и составляющего его народов в мировой истории. Понятны попытки партнёров – конкурентов России её умалить – с тем, чтобы освободиться от унижающих их самосознание обязанностей благодарить и кланяться за своё спасение.

И подобные даты и оценки общество должно защищать и поддерживать их сакрализацию. Просто исходя из осознания интересов собственного самосохранения.

И поэтому покушение на эти даты и оценки – это покушение на национальную самоидентификацию общества, на его коллективное сознание и в конечном счёте – на его государственную безопасность. Психологическая спецоперация, направленная на разложение общества.

Мы имеем общество, которое, с одной стороны, обладает достаточно малым количеством общих ценностей, а с другой – общество, ещё не готовое адекватно реагировать на ценностные вызовы ему, во многом в этом отношении слабо и беззащитно.

И именно в силу этой его сегодняшней слабости защита тех ценностей, которые обладают особой значимостью и носят объединяющий характер, действительно должна осуществляться государственными институтами и законодательными нормами – раз другие механизмы защиты не выработаны.

Говоря о наиболее значимой и сильнее объединяющей дате истории – Победе в Великой Отечественной войне – мы должны говорить как минимум о трёх моментах. Об ответственности:

 - за любые формы умаления роли СССР в победе над фашизмом и значения этой победы для всего человечества;

- за любые попытки приравнивания общественно-политического строя СССР к строю стран фашистской коалиции;

- за любые попытки приравнивания лидеров СССР в Великой Отечественной войне к лидерам фашистских стран.

И в разной степени это относится и к другим датам российской истории.

История – это самоидентификация. Отношение к ней – это вопрос национального самосознания. С точки зрения обеспечения национальной безопасности и создания нормального, а не ущемлённого самосознания.

Если вопрос о подобной опасности встаёт – общество и его самоидентификация должны быть защищены от подобного покушения на его сакральные начала.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения