Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Знакомство со страной: Калининград от «а» до «ф»


14 июня 11:10
 
Владислав Ржевский
собственный корреспондент (г. Калининград)

Открываем новую рубрику. В ней мы расскажем о неповторимых уголках России.
Знакомство со страной: Калининград от «а» до «ф» -
Фридрихсбургские ворота
Вениамин Еремеев

Символ Кёнигсберга, крепостные ворота на удивление органично вписались в облик нового, уже российского города. И стали одной из приманок для туристов.

Памятникам прошлого удалось устоять в советские времена, когда немецкую архитектуру в Калининграде не особо жаловали.

Теперь старинные сооружения переживают второе рождение. В открытии после реставрации главных ворот города – Королевских – принимал участие Владимир Путин.

Предлагаем виртуальную экскурсию по «краснокирпичному кольцу» Калининграда. Гидом будет Вениамин Еремеев – известный строитель, знаток оборонительного зодчества Кёнигсберга.

Иных уж нет, а те – пропали

– С чего начнём, Вениамин Геннадьевич?

– Предлагаю провести экскурсию с оглядкой на алфавит. Так что начнём с Аусфальских ворот, которые находятся на пересечении Гвардейского проспекта и улицы Горной.

О них даже среди калининградцев мало кто знает. Из всех ныне существующих в городе ворот Аусфальским (выездным, для вылазок) повезло меньше всех. Потому что они хоть и остались, где стояли, но – пропали из виду…

Аусфальские ворота

Все дожившие до наших дней городские ворота были построены (или реконструированы) при модернизации оборонительных сооружений Кёнигсберга, когда создавалось второе кольцо вально-бастионных укреплений. Сооружалось оно с 1843 по 1862 годы.

Шло время, город шагнул далеко за пределы второго вала, укрепления устарели. Кольцо было превращено в садово-парковый «зелёный пояс». А ворота реконструировались либо сносились. В 1912 году печальная участь постигла Штайндаммские ворота. Они считались самыми красивыми. Однако снос был неизбежен. Штайндаммские ворота располагались в нынешнем центре города – рядом с городской администрацией, и уже тогда мешали движению.

– А что же случилось с Аусфальскими?

– Им повезло. Они потеряли своё назначение и утратили первоначальный вид. Уже в начале прошлого века эти ворота никуда не вели, проём был заложен кирпичом. Тем не менее, они уцелели, превратившись спустя годы в... фундамент православной часовни, возведённой возле мемориала 1200 гвардейцам.

Курс – на Бранденбург

Бранденбургские ворота

– Бранденбургские ворота знает любой, кто смотрел «Встречу на Эльбе». В самом начале, помните – через них проходят штурмующие город советские танки? Расположенные около привокзальной площади, на улице Багратиона, ворота получили название благодаря дороге, проходящей через них и ведущей в Бранденбург. Ныне это посёлок Ушаково Гурьевского района, в котором можно увидеть руины одного из самых старых замков Восточной Пруссии.

– Что за изображения там, наверху?

– С полевой, внешней стороны сохранились два рельефных орла, входившие в гербы Пруссии и Германии. С городской, внутренней стороны на обоих фронтонах над арочными сводами проездов – два портретных медальона, на которых изображены фельдмаршал фон Бойен и генерал Эрнст Людвиг фон Астер, руководивший разработкой проектов фортификационных сооружений Кёнигсберга.

Бранденбургские ворота – единственные в городе, которые всё ещё выполняют свою главную функцию. Через них идут пешеходы и транспорт. А в интерьере уютно разместился художественный салон.

Туда не ходят поезда

Железнодорожные ворота

– Железнодорожные ворота находятся неподалёку от Аусфальских – по другую сторону мемориала 1200 гвардейцам. Проходившие раньше через них пути давно демонтированы. Правда, «крыша» ворот используется в качестве моста. Однако и машины здесь появляются редко. Это закрытый для движения район, так что по мосту-воротам при необходимости ездит лишь спецтранспорт. Зато для прогулок место просто идеальное.

– А почему на воротах табличка, что это «кирха XIX-XX веков»?

– Повесили по ошибке. Но лично мне будет жаль, если её снимут. Она ведь уже сама по себе – достопримечательность. Табличка-анекдот.

В ожидании светлого будущего

– Закхаймские ворота расположены на оживлённом перекрёстке Московского проспекта и Литовского вала. Но в транспортной жизни они больше не участвуют, дороги проложены мимо. И жизнь пока проходит мимо этих ворот. Другие отреставрированы, стали музеями. А Закхаймские всё ждут, когда у них откроется второе дыхание.

Закхаймские ворота

– Туристы часто спотыкаются на названии.

– Имя ворота получили от бывшего района Закхайм (заплечный мешок), рядом с которым расположены. Несмотря на нынешний непрезентабельный вид, они, тем не менее, неплохо сохранились. И я уверен в их будущем. Таком, как у Королевских ворот, что неподалёку, на углу Литовского вала и улицы Гагарина.

Именем короля!

– Королевские ворота стали символом празднования 750-летия Калининграда в 2005 году. Тогда же началась их новая, музейная жизнь. После проведённой в рекордно короткие сроки реставрации они стали филиалом музея Мирового океана. Здесь расположился историко-культурный центр «Великое Посольство».

Восстановлены стоящие на внутреннем фасаде статуи (у них были отбиты головы) «отцов-основателей» Кёнигсберга: богемского короля Оттокара II Пшемысла, первого прусского короля Фридриха I, Великого магистра Тевтонского ордена и первого герцога Альбрехта I Гогенцоллерна.

Королевские ворота

– Отсюда и название?

– Нет, ворота появились в XVII веке и до 1811 года назывались Гумбинненскими (потому что через них проходила дорога на Гумбиннен – нынешний Гусев). Новое имя связано с королевскими выездами через эти ворота на смотры и воинские учения, которые проводились на парадном плацу Девау. Он, к слову, в начале XX века превратился в крупный по тому времени городской аэропорт. Сегодня там аэродром РОСТО.

Во время реконструкции в 1843 году первый камень в основание ворот был заложен в присутствии короля Фридриха Вильгельма IV, которого подданные называли «романтиком на троне». Он присутствовал и на церемонии освящения сооружения в 1850. Король лично следил за проектом и требовал, чтобы ворота были не только прочными и удобными, но и эстетически выразительными.

Общепит сменил транзит

Россгартенские ворота

– Россгартенские ворота также получили имя по названию района. Бывший Россгартен (конские сады или выпасы) простирается от современной улицы Фрунзе на север, вдоль Нижнего пруда, до улицы Александра Невского… Расположенные на площади Маршала Василевского Россгартенские ворота тоже очень красивы. Над их центральной аркой – два портрета-медальона, на которых изображены прусские генералы, отличившиеся в освободительной войне против Наполеона: Иоганн Давид Шарнхорст – реформатор прусской армии, сторонник союза с Россией, и его сподвижник Август Вильгельм Гнайзенау.

– Гости города порой идут в ворота, полагая, что это вход в Музей янтаря.

– Кому-то действительно может показаться, что Россгартенские ворота и Музей янтаря – единое целое. И всё-таки музей находится в отдельном сооружении – башне Дер Дона. А в воротах разместился первый в Калининграде специализированный рыбный ресторан.

На пути к Фридландскому сражению

– На углу проспекта Калинина и улицы Дзержинского располагаются Фридландские ворота. Порядком запущенные в советские времена, они тоже приведены в порядок, здесь создан одноимённый музей, рассказывающий об истории города. Если кто ещё не был – весьма рекомендую.

Фридландские ворота

– А что за суровые мужчины на фасадах?

– Это воссозданные скульптуры Великого магистра Тевтонского ордена Зигфрида фон Фойхтвангена и верховного комтура Фридриха фон Цоллерна. Великий магистр в 1309 году перенёс резиденцию Тевтонского ордена из Венеции в Мариенбург (ныне – польский Мальборк). Скульптура на полевом фасаде изображает его держащим в одной руке макет замка Мариенбург, в другой – грамоту о перемещении резиденции.

А назвали ворота так, потому что через них проходила дорога на город Фридланд (ныне – Правдинск), возле которого в 1807 году произошло знаменитое сражение. Впрочем, это уже другая история. Освящением Фридландских ворот в 1862 году была завершена огромная работа по возведению второго оборонительного кольца.

Здесь был Пётр

– Последний адрес нашей экскурсии: улица Портовая, Фридрихсбургские ворота.

Это всё, что осталось от крепости Фридрихсбург. В ней молодой Пётр I учился артиллерийскому мастерству. Здесь же справил 25-летие.

Во время штурма Кёнигсберга ворота сильно пострадали. После войны использовались в хозяйственных целях и, несмотря на приданный в 1960 году статус памятника архитектуры, продолжали разрушаться.

В 2007 году Фридрихсбургские ворота (как Королевские в 2005-м) были переданы Музею Мирового океана. Благодаря энергии директора Светланы Сивковой сразу началась реставрация. Большая работа позади. Ворота обрели прежний вид. И с 27 мая в них начал работать ещё один филиал Музея Мирового океана – историко-культурный центр «Корабельное воскресение». Хотя – это лишь «первая очередь», у музейщиков на Фридрихсбургские ворота есть и другие виды.

– Что ж, подождём претворения планов в жизнь. Спасибо за экскурсию!

– Спасибо за внимание. Надумаете прогуляться по другим памятникам оборонительного зодчества – готов снова составить вам компанию. Не сомневаюсь, многим будет интересна экскурсия по кёнигсбергским фортам.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения