Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Культура

ТВ не для коммерции


07 июля 07:23
 
Ольга Сапожникова

В июле исполняется год со дня запуска нового телевизионного канала «Просвещение». Гендиректор телеканала Владимир КОСЕНЧУК рассказывает о предназначении «умного ТВ», его задачах и перспективах развития.
ТВ не для коммерции  -

– Как возник телеканал «Просвещение»?

Вернувшись на российское телевидение после работы в японской телекомпании «Асахи», я сделал пилот-программу «Высшая школа» и попробовал её пристроить на какой-нибудь из каналов. Но ни один из телеканалов, на которые я его предлагал, не согласился.

– Не формат…

Не формат, совершенно верно! Я все очень чётко понимаю.

И тем не менее… Я с девятнадцати лет работаю на ТВ. Прошёл все этапы производства: от электромеханика по ремонту видеомагнитофонной техники, оператора и монтажёра – до руководителя  программ при освещении визитов президента СССР, участвовал в освещении событий на Чернобыльской АЭС вместе с Александром Крутовым, объездил все «горячие точки» 90-х годов. То есть в своём деле кое-что понимаю.

Работая замначальником комплекса телепроизводства на телецентре «Останкино», со своим коллективом принимал самое активное участие в становлении и работе многих общеизвестных телеканалов. С этим опытом и другими возможностями, мне показалось, у нас есть все условия для создания телеканала «Просвещение».

На съёмках передачи «Медицинская академия». В. Косенчук, Н. Прокофьева, Л. Рошаль

К этому времени уже была сформирована серьёзная крепкая команда. В неё вошли люди, которые не ощущали себя нанятыми сотрудниками, а понимали, что они принимают участие в очень важном и нужном социальном проекте и от них многое зависит.

15 октября 2010 г. мы начали 16-часовое онлайн-вещание в Интернете. На этом этапе в эфире было много художественных фильмов, около 4-5 часов, потому что просто не хватало контента. Однако очень быстро мы исправили это положение, и уже к 1 декабря, к выходу в сети «Акадо», у нас было около 70-80% передач и фильмов собственного производства – к чему мы стремились изначально. Мы никогда не хотели быть «кинобудкой», показывающей закупной продукт.

У нас много умных, талантливых людей, которых, к сожалению, достаточно редко показывают на других каналах. Мы хотим показать большой пласт российских учёных и просто интересных людей, которые много значат для России, для её истории.

Ещё один факт, которые радует – это то, что ведущие кабельные и спутниковые операторы с большой заинтересованностью относятся к телеканалу «Просвещение». С этим связано динамичное распространение канала: уже 1 марта 2011 года канал начал распространяться со спутниковой платформы «Триколор ТВ», а 10 марта – в сетях «Национальные Кабельные Сети».

Мы при создании канала чётко понимали, что никакой политики на канале не будет, что политическая деятельность на канале невозможна, иначе мы можем стать такими же, как и все. Валентин Валентинович Лазуткин, вице-президент АКТР, и Николай Дмитриевич Никандров, президент Академии образования РФ, поддержали именно такое развитие канала «Просвещение» и вошли в состав его учредителей.

В состав Попечительского Совета телеканала входят президент Российской академии образования Н. Д. Никандров; помощник руководителя Администрации президента РФ, академик РАЕН Е. В. Попова; секретарь Общественной палаты РФ, академик РАН Е. П. Велихов; чемпион мира по шахматам А. Е. Карпов; президент АКТР Ю. И. Припачкин; президент ГИТРа В. В. Лазуткин; председатель Комитета по культуре Мосгордумы, народный артист России Е. В. Герасимов, академик РАО, ректор Российского университета дружбы народов В. М. Филиппов и другие видные деятели культуры и образования.

Наши основные программы – это социально значимые проекты – те, которые на других каналах бывают эпизодически, бессистемно.

– Как вспомогательные проекты.

Да, как вставки. У нас же системная подача информации, большое количество регулярных циклов: о нравственности и семье – «Семейные ценности», о рабочих профессиях, которые востребованы на сегодняшний день в России – «Профессия», «Высшая школа», новый проект «Средняя школа», «Взгляд ребёнка», «Вектор познания» и ещё очень много…. Культура, наука, образование – все программы есть на нашем сайте.

Самая главная отличительная черта «Просвещения» – канал был создан «снизу». Людьми, которые понимали необходимость появления такого канала в России.

Кастинг в программу «Взгляд ребёнка»

– Какая у вас аудитория?

Сейчас это порядка 30 миллионов зрителей. Это большая аудитория, и ответственность, которая лежит на мне и моих заместителях, достаточно велика.

– Кто смотрит телеканал?

Если посмотреть в Интернете – в основном молодёжь. Если же говорить о «Триколоре» – аудитория абсолютно разная, в основном те, кто находятся в европейской части России.

Я недавно выступал в Совете Федерации, и один из сенаторов мне сказал: «Спасибо за канал. Я разрешаю своим детям смотреть только телеканал «Просвещение». Руководитель комитета СФ по социальной политике Валентина Петренко говорит, что канал ей очень нравится. А это уже признаки того, что канал состоялся.

– И при этом никакой рекламы?

Рекламу мы не пускаем, потому что реклама для кабельных и спутниковых каналов – это телемагазины. Они все разные, но то, что предлагается нам, несовместимо с концепцией канала. Канал «Просвещение» должен держать марку. Кроме того, мы думаем о зрителе – все уже давно устали от огромного количества рекламных телемагазинов…

– А когда на «широкий экран» выйдете, что будет с рекламой?

Когда выйдем на «широкий экран», у нас, конечно, появится реклама, но профильная: это популяризация российских производителей – заводов, фабрик, издательств; популяризация российских товаров потребления. Это укладывается в нашу концепцию. Но всё это должно быть в рамках европейского законодательства по рекламе, то есть не прерывать передачи. Трудно было бы представить передачу по философии, которая прерывается рекламой! Поэтому реклама будет между программами, что не будет отвлекать зрителя от главного – просмотра программы или фильма.

– Конкуренты у канала имеются?

Эта площадка – наша. Есть каналы, которые покупают иностранный научно-популярный контент, в промежутки вставляют рекламу – и крутят. Причём контент бывает десятилетней давности…

– Как у National Geografic

Да, и такие каналы нам не конкуренты. Есть прекрасный канал «Наука 2.0», он недавно стартовал. Я думаю, у нас одинаковые задачи, различие в том, что они занимаются научпопом. У нас это всего лишь 30% эфира. Так что конкурентов у нас нет. С другой стороны, если они появятся – это будет прекрасно: это подстегнёт нас делать более интересные, более вдумчивые программы. Конкуренция – всегда хорошо. Хотя у меня не будет отношения к ним как к конкурентам. Конкуренция в деле просвещения – звучит странновато. Мы даже готовы сотрудничать со всеми, чтобы как можно больше было социально значимых проектов.

Я считаю, чем больше таких телеканалов, тем лучше для нашей страны и для детей. Мы должны понять, что телевидение – для людей, для страны, а не для коммерческих целей.

Коммерческая выгода для канала не главное – поэтому и рекламы у нас нет. У нас, конечно, никогда не появится реклама алкогольных напитков, других наркотических препаратов. Мы скорее закроем канал, чем это допустим.

Мы за здоровый образ жизни, за правильное воспитание молодёжи, за то, чтобы Россия была образованной, интеллектуальной, сильной, державной. Но методы у нас свои – просветительские.

– У вас очень солидные партнёры – и Академия образования РФ, и Академия наук, и Технический университет, и многие другие. Как вы с ними сотрудничаете?

У нас с некоторыми вузами заключены договора о партнёрстве. Мы записываем лекции ведущих преподавателей страны, делаем совместные научные проекты, проекты по культуре, образованию. У нас налажены прямые контакты с руководителями всех учебных и научных заведений.

Николай Дмитриевич Никандров – президент Академии образования РФ, он стоял у истоков создания канала, один из его учредителей, надёжный партнёр телеканала «Просвещение», – помогает нам всегда.

В студии программы «Рассвет» – президент Российской академии образования Н. Никандров

– То есть самое прямое взаимодействие – они вам помогают, а вы – им?

Да. РУДН, МАИ, РГГУ, Академия художеств, Курчатовский институт… Кстати, многие ректоры вспомнили передачу «Высшая школа», которая выходила на «Российских университетах», и меня вспомнили. Тогда, в 90-х годах, была создана Ассоциация вузов России, и в неё входил Владимир Васильевич Драгомир (ректор МГТУ им. Баумана), теперь он рад, что это всё возобновляется.

Наша основная площадка – вузы, образовательные учреждения, колледжи, школы. Мы хотим дать молодёжи вектор развития, показать, что существует в нашей стране много интересных профессий, хотим показать, что образование в России ничем не хуже, даже лучше, чем в других странах, всесторонней, объёмней – особенно в технических вузах. Мы не хотим, чтобы молодёжь мечтала с первых курсов уехать куда-нибудь за границу, совершенно не понимая, что их там ждёт.

Были такие примеры – у меня работал молодой человек, прекрасный компьютерщик, и мог здесь, на телевизионно-техническом центре, занять достойное место как профессионал – но уехал в Канаду. Ему там пообещали хорошую зарплату, но большую часть он тратил на проживание, потом через два года вернулся. Дальнейшая его судьба мне неизвестна, но он мне напрямую говорил, что сожалеет о своём отъезде, считает, что сделал неправильный шаг. И мы хотим уберечь молодёжь от таких ошибок.

Повторю, одна из главных задач канала «Просвещение» – помочь человеку устроиться в обществе, социализация молодёжи по тем или иным направлениям. Молодёжь должна иметь цель, она должна к чему-то стремиться, ставить перед собой вектор, который бы указывал, к чему им стремиться. Без желания что-либо делать, чего-либо достигать – молодёжь становится аморфной и социально пассивной.

– Молодёжь массово сидит в Интернете. Может ли телевидение конкурировать со всемирной сетью?

«Просвещение» выходит не только в кабельных сетях и на спутнике, у него есть прямые трансляции в Интернете – в «Корбине» и на многих других сайтах. «Корбину» смотрят во всех странах мира, в том числе и в Японии, где есть у меня друзья, и мне уже звонили, приглашали в гости – они смотрят наш канал, а в Японии очень популярны программы по философии, по искусству…

 Народ идёт к этому потихонечку – уже устали от «развлекухи», наелись уже – одно и то же, глупые шутки с экрана... Всё это может вот-вот оказаться в прошлом, и тогда телевидение любой страны столкнётся с необходимостью изобретения контента, который бы интересовал людей, а этот контент – просветительский, он всегда интересен.  Китайский философ Сюнь-Цзы сказал: «Учитесь до старости и до смерти, когда учение прекратится само собой». Третий век до нашей эры. Учёба, искусство, просвещение – это все вечно, остальное – временное.

Посмотрите – менялись вкусы зрителей, на протяжении даже нашего времени: то был формат советского времени, который не признавал никакой альтернативы, то в «перестройку» чернуха шла, постоянно какие-то драки, скандалы, потом вдруг «развлекуха». Сейчас, мне кажется, дело идёт к тому, чтобы, переосмыслив свою внутреннюю сущность, человек вернулся к просветительским идеям. Мы же знаем, что просвещение по Канту – возможность для человека выйти из бессознательного состояния и не бояться принимать собственные решения, основанные на собственном опыте…

Конечно, мы понимаем, что путь становления телеканала «Просвещение» – длительный, трудный. Но при этом мы уверены, что телеканал будет востребован, будет двигаться вперёд, увеличивать свою аудиторию и развиваться!

– Вы рассчитываете на какую-то поддержку?

Мы готовы к сотрудничеству с любыми структурами, которые заинтересованы, так же, как и мы, в распространении накопленных человечеством знаний, популяризации российского образования, науки и культуры.

Наш канал сейчас открывает новые программы для популяризации российского научно-промышленного комплекса. Это очень важно. К сожалению, все программы, которые есть на других каналах, как мы уже с вами говорили, разовые. Мы хотим, чтобы на канале «Просвещение» велась работа по постоянному информированию зрителей, ознакомлению с новыми технологиями, именно российскими. Об этом сейчас очень мало говорят. Это важно, для этого нам нужна поддержка и государственных структур, и структур, заинтересованных в поддержке российской промышленности – в её поддержании и продвижении. Сами мы не сможем осилить такое информационное поле.

Я помню лозунг, который был популярен в начале 90-х годов: «Россия отстала не надолго, а навсегда». Не хотелось бы, чтобы такие лозунги произносили наши дети или внуки. Сейчас самое время сплотиться и двигать нашу науку, образование и промышленность вперёд. Без этого мы можем остаться сырьевым государством.

Роль телевидения, Интернета, радио как раз и заключается в том, чтобы в своей стране продвигать отечественную культуру, образование, науку. У нас есть прекрасные разработки, изобретения – которые, к сожалению, не популяризируются так, как это необходимо.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения