Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Академик РАН Игорь Спасский: «Нет более интересной работы, чем конструирование подводных лодок»


02 августа 09:01
 
Алексей Захарцев
собственный корреспондент (г. Санкт-Петербург)

Биография Игоря Спасского – история атомного подводного флота нашей страны. Сегодня конструктору, под руководством которого создана большая часть российских субмарин, исполняется 85 лет.
Академик РАН Игорь Спасский: «Нет более интересной работы, чем конструирование подводных лодок» -
ИТАР-ТАСС

Более 60 лет Игорь Дмитриевич Спасский – в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин», свыше 40 лет – у штурвала крупнейшего в стране научного центра подводного кораблестроения. По справке из отдела кадров, не догулял десяток отпусков, зато добрую сотню тысяч миль прошёл в морях-океанах, испытывая новые субмарины.

О море Спасский мечтал с детства. В 1949-м окончил паросиловой факультет знаменитой ленинградской Дзержинки, высшего военно-морского инженерного училища.

«Наша альма-матер, – рассказывает юбиляр, – куёт блестящие кадры, которые могут эксплуатировать все виды кораблей и участвовать в их создании. После училища я попал на замечательный крейсер «Фрунзе», но послужить удалось мало. В 1950-м пятьдесят молодых офицеров были откомандированы в Министерство судостроительной промышленности для усиления конструкторских бюро, поскольку вышло постановление о создании океанского флота. Из пятидесяти более 10 стали лауреатами Ленинской и Государственных премий, докторами наук».

Спасский – Герой социалистического труда, лауреат и Ленинской, и Государственной премий, академиком избран четверть века назад.

Фото ИТАР-ТАСС

«Быть конструктором очень тяжело. Но для меня в жизни нет более интересной работы, поскольку это созидательный труд, особенно когда видишь результат.

Я пришёл в бюро «Рубин» в 1950-м и застал ещё тех людей, которые в начале века проектировали подводные лодочки. Четверых. Это были блестящие конструкторы. Каждый чертёж – произведение искусства, хоть в Третьяковку или в Русский музей отправляй. Сегодня мы уже не умеем так рисовать: за нас эту работу выполняют компьютеры, графопостроители... Сколько пришлось перелопатить книг, документов, чтобы освоить, осознать новую технику! Послевоенный период был сложен тем, что одновременно проходила научно-техническая революция: ядерная энергетика, ракеты баллистические, бурное развитие электроники, а также металловедения. Эти компоненты определили лицо и характеристики наших подводных лодок».

По проектам ЦКБ МТ «Рубин» эпохи Спасского в нашей стране построено почти две сотни подводных лодок.

Сейчас на смену самым малошумным и популярным на международном рынке дизель-электрическим субмаринам класса «Кило» приходит новое поколение «Лада». Его первенец – подлодка «Санкт-Петербург» – в боевом составе Балтфлота. В эллингах «Адмиралтейских верфей» – «Кронштадт» и «Севастополь».

«Впервые отказались от двухкорпусной конструкции – уменьшилось на 700 тонн водоизмещение, а отсюда улучшились весогабаритные характеристики, снизились шумность, электромагнитные поля; лодка может вдвое дольше находиться под водой. В два раза по сравнению с «Кило» улучшен главный показатель – скрытность. «Лада» будет достойно конкурировать в мире.

Проект создавался в новый российский период по необычной организационно-экономической схеме. Мы пошли на упрощение многих процедур, которые раньше не практиковали на таких сложных объектах. Упростили и сократили сроки отработки оборудования, перенеся многое на корабль. Такая система добавила нам забот, и шишек получаем много, но другого пути нет. Лодка будет строиться большой серией, поскольку нужна для всех флотов».

«Рубиновские» субмарины, спроектированные под руководством Спасского, составляют основу морских стратегических ядерных сил нашей страны. Сейчас на боевом дежурстве атомные подводные крейсеры 949 проекта с крылатыми ракетами, АПЛ «Дельфин» и «Акула» («Тайфун», по натовской классификации, самые крупные подводные корабли в мире) – с баллистическими.

«Эта техника имеет очень хорошие параметры. Ни в чём не уступает натовской! Подводные лодки играют главную роль в сдерживании от непоправимого. Вспомните Карибский кризис. У нас было значительно меньше ракет, но они остановили Америку».

Как бы ни была совершенна сложнейшая техника, у неё нет страховки от роковых случайностей. Две крупнейшие на подводном флоте трагедии произошли с подлодками «Комсомолец» и «Курск», спроектированными «Рубином». Академик Игорь Спасский по поручению Владимира Путина возглавил уникальную международную операцию по подъему атомного крейсера «Курск».

Фото ИТАР-ТАСС

«Раны ещё свежи. Вспоминая дни, которые больно ударили по нашему народу, по морякам, по создателям корабля, с глубоким уважением начинаешь относиться к международному сообществу, которое в столь сложный период нашло оптимальное решение гигантской задачи – выдернуть из пучины уникальную подводную лодку, одну из лучших в России…

Эта операция открыла нам глаза на новые технологии. Надо осваивать шельф и под это создавать технику, которая органично вписывается в проведение аварийно-спасательных работ на море, совмещая надёжность и экономическую оптимальность…

После аварии на «Комсомольце» мы столько «накрутили» вещей! Вдоль всей подводной лодки протянута «трубочка». В каждом отсеке от неё сделано ответвление с персональным шлангом и клапаном: случись что – человек имеет возможность подключиться и дышать. На «Курске» был такой удар, что люди не смогли воспользоваться этой системой. Безусловно, будем думать, но не все моменты, которые делаются на гражданских объектах, годятся на военных. Чтобы не разбивались самолёты, можно сделать систему, которая в экстренном случае отстреливает парашют. Он будет размером в полкилометра – не важно. Но такой самолёт можно сбить из рогатки… И на подводной лодке можно ещё «накрутить»... Но самые страшные аварии случаются неожиданно, хотя мы анализируем до сотни классических чрезвычайных ситуаций, какие могут быть. Однако военная техника делается всё-таки на грани допустимого и разумного.

Сейчас время осмысления всего, что произошло. Время решать, как сделать, чтобы реже попадать в такие ситуации. Это будет огромным подспорьем для реализации последующих идей…

Мы живём в такое время, когда излишнее очернительство и критика наших оборонных сил будет вызывать только отрицательный эффект. Потому что они имеют тот вид, к которому привело наше общество. Истоки причин того, что случается у нас довольно часто не только на флоте, но и со всей другой военной техникой, – в начале 90-х… Когда после Ельцина началась политика Путина, я перекрестился…

В технике застоя нет. Там или движешься вперёд, или ложишься на лопатки. Мы с каждым годом совершенствуем лодки. Я ожидаю, что прирост качества будет в этом десятилетии. Потому что накопился объём инженерных знаний, который позволяет нам делать наши корабли ещё совершеннее».

Четвёртое поколение «стратегов» – тоже детище «Рубина». Головной атомный подводный крейсер «Юрий Долгорукий» уже проходит испытания. В эллинге Севмашпредприятия в разной степени готовности ещё два атомохода: «Александр Невский» и «Владимир Мономах».

«Сейчас строится четвёртое поколение атомных подводных лодок. Раньше боевая эффективность у нас росла вместе с водоизмещением. Но уровень, которого достигли на третьем поколении, очень обременителен для страны. На «Долгоруком» более современный ракетный комплекс, значительно меньшего веса и габаритов по сравнению с тем, что было, но очень «кусачий». И глубины будут те, которые необходимы для выполнения задач, не сомневайтесь…

Резко сокращается типаж лодок. Раньше, в советское время, денег особенно не считали – у нас было 5-6 типов субмарин. Сейчас пришли к выводу, что будет три: стратегические, несущие баллистические ракеты, дальнобойные с большим количеством головок; многоцелевые с крылатыми ракетами и торпедным оружием и дизель-электрические».

Игорь Спасский не просто сохранил уникальный научный коллектив в тяжелейшие 90-е, но создал на базе закрытого КБ многопрофильный центр, творческий диапазон которого – от подводных лодок до высокоскоростных поездов и даже городских объектов – таких, например, как океанариум. Гражданские проекты, признаётся академик, нужны, чтобы поддержать уникальных специалистов, укрепить школы: научную, инженерную производственную – и создавать ещё более совершенную морскую технику для родной страны.

«Особенность России, что вокруг много морей-океанов, и всё это надо охранять. Поэтому будут и подводные лодки, и фрегаты, и несколько крупных надводных кораблей… Военно-морской флот вечен. Многие конфликты решаются быстрее, когда в поддержку дипломатам приходит корабль под гордым Андреевским флагом».

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения
Каталог аккумуляторов: в продаже лодочные акб для всех типов моторных лодок