seo best epoksi epoksi düğün organizasyon firmaları nice türkiye bft türkiye temizlik şirketleri temizlik şirketi özyapı dekorasyon

beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort

çeviri inönü üniversitesi taban puanları 2019 malatya oto kiralama malatya web tasarım parça eşya taşıma şehirlerarası parça eşya taşıma parça eşya taşıma fiyatları büyü aşk büyüsü ayırma büyüsü büyü aşk büyüsü bağlama büyüsü paykasa paykasa fiyatları paykasa bozdurma metal galvanizli sac paslanmaz sac shell download wso shell webadmin shell şehirler arası nakliyat şehirler arası evden eve nakliyat

escort erzurum escort erzurum diyarbakir escort escort diyarbakir escort diyarbakir tunceli escort porno izle porno izle porno izle porno izle porno izle

Образы. Завещание Тарковского
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Культура

Образы. Завещание Тарковского


26 октября 09:47
 
Нина Катаева

Кинокритики много написали о «Меланхолии» Ларса фон Триера и «Последнем дне на Земле» Абеля Феррары. Но ещё в 1986 году в своём «Жертвоприношении» на тему Апокалипсиса высказался Андрей Тарковский.
Образы. Завещание Тарковского - Андрей Тарковский на съёмках «Жертвоприношения».
Андрей Тарковский на съёмках «Жертвоприношения».

На съёмках фильма работала и успевала вести дневник, ставший основой книги «Тарковский: собиратель снов», переводчица Лейла АЛЕКСАНДЕР-ГАРРЕТ. Сегодня она вспоминает, как гений мирового кино создавал последнюю картину, каким сам он был в это время.

– Как вы познакомились с Андреем Тарковским?

– Я была среди тех, кого потрясла картина «Андрей Рублёв», это было настоящее событие. Знала и другие его фильмы, смотрела «Солярис». Потом, когда уже училась на киноведческом факультете в Стокгольме, мой профессор, которого Андрей очень любил и впоследствии говорил, что в его доме всегда отдыхал душой, сказал: «Когда поедешь в Россию, позвони Тарковскому и передай привет и сувенир». Что я и сделала. Позвонила. Он ответил сам. Сказал, что не очень хорошо себя чувствует и не уверен, сможет ли встретиться. Я сказала: «Ну, хорошо», – и начала прощаться. И вдруг он говорит: «А давайте с вами встретимся завтра? Вы можете быть на площади Маяковского в такое-то время?» – «А как я узнаю вас? – спросила, потому что не знала, как он выглядит. Тогда не было гламурных журналов, а я не принадлежала к его кругу. Он мне сказал: «Я вас узнаю». И действительно узнал, хотя на площади было много людей. И я его тоже узнала. Он сразу выделялся среди людей – был такой окрылённый, как будто летел.

Лейла Александер-Гарретт.

Позже мы увиделись, когда он искал музыку для «Жертвоприношения». Прослушал много шведской народной музыки, хотел найти такую, которая отражала бы саму душу народа. И выбрал йойки – заклинания, которыми пастухи собирают коров. Это такие акцентированные пастушьи выкрики, которые в самом деле действовали на животных.

Я пригласила его на фильм Бергмана «Фанни и Александр», и там случилась эта знаменитая их невстреча. Бергман сказал, что очень волнуется и не может встретиться с Тарковским перед просмотром. А после фильма исчез. Оператор Арне Карлссон сказал, что Бергман боится встречаться со своими кумирами. А позднее он и сам мне сказал: «Я боюсь встречаться с теми из собратьев, кем восхищаюсь». И это не кокетство – он и с другими не стал встречаться. А «Андрея Рублёва» посмотрел в конце 60-х и ставил его очень высоко. Более того, Тарковский снимал «Жертвоприношение» на острове Готланд, ближнем по расположению к России, Бергман жил неподалёку, но они так и не встретились.

Когда начались съёмки, директор картины попросил вдруг меня прийти на площадку и помочь с переводом. Оказалось, что каждый день приглашали профессиональных переводчиков, но Андрей их забраковывал, говоря, что «не сошлась алхимия». В результате Тарковский отбраковал 14 человек. Потом ко мне подошёл Свен Нюквист, гениальный оператор, снявший только с Бергманом двадцать картин: «Тарковский сказал, что ты "наша", он тобой доволен».

– Можете нарисовать словесный портрет автора «Жертвоприношения»?

– Это был человек, из которого лилось вдохновение, от него исходил свет. Он был необыкновенно живой, открытый и в то же время – парадокс! – был замкнут. Если вблизи него появлялся «чужой», человек не его круга, он сразу чувствовал это. Ведь отношение коллег к нему было неоднозначным – многие не приняли ни «Андрея Рублёва», ни «Зеркало», и когда он остался на Западе, приезжая в Стокгольм, не хотели с ним встречаться. Я знаю людей, которые, увидев Тарковского, переходили на другую сторону улицы. Да он и сам ни с кем не хотел встречаться. И в то же время были те, кто помогал ему, передавали деньги для его сына, который оказался заложником в Москве. 

Вообще «Жертвоприношение» – это его завещание. Он говорил, что это фильм для русского зрителя, которого он никогда не увидит.

Рабочий момент съёмок.

Герой фильма Александр, услышав предупреждение о ядерной катастрофе, обращается с молитвой к Богу, обещая пожертвовать всем, что ему дорого, только бы предотвратить гибель Земли. И он сжигает свой дом, расстаётся с близкими, приняв обет молчания. «Человеку перестали быть нужными Душа, Чудо и Бог, – писал Тарковский. – Я хотел показать, что человек может восстановить свои связи с жизнью посредством обновления тех основ, на которых зиждется его душа. Жертвоприношение – это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву».

– Что всё же что больше всего вас поразило в Тарковском на съёмках этого фильма?

– Работоспособность, преданность своей группе и колоссальная самоотдача. Не забывайте, как тяжело было ему из-за ребёнка! Он звонил в Москву каждый день. Он был заядлый путешественник – побывал, наверное, в 12 странах, встречался с премьер-министрами, включая Улофа Пальме. По стечению обстоятельств, когда снималась сцена «апокалиптического сна» героя, камера стояла в пяти метрах от того места, где впоследствии был убит Улоф Пальме. По сценарию съёмки были запланированы в другом месте старого города, но Тарковский почему-то переменил дислокацию. Когда на фестивале его спросили, почему, – он сказал, что это место притянуло его предчувствием чего-то страшного.

– Вы могли бы ответить на вопрос, почему «Жертвоприношение» столь редко на экранах России?

– К сожалению, вопрос не ко мне. Тем, кто увидел фильм на фестивале «Зеркало», в рамках ретроспективы Тарковского, повезло, но показ устроили в 2 часа дня, и зал был не полон. Радует то, что было много молодых людей. К слову, сказать, премьера фильма – 26 апреля 1986 года в Каннах – совпала с Чернобыльской катастрофой. Если помните, в первые дни, да и недели, в Советском Союзе никто не знал об этом. Первыми узнали шведы, увидев последствия катастрофы на своих полях. Потом страшное известие прогремело на весь мир. Показ фильма о катастрофе совпал с реальной бедой, и все критики сказали, что это пророческий фильм.

– В фильме знаменательна сцена пожара, когда главный герой Александр сжигает свой дом. Знаком чего выступает пожар в картине?

Дом горит. Съёмки «Жертвоприношения».

– Человеческой жизни. Андрей просил меня выучить стихотворение его отца: «Я свеча, я сгорел на пиру, соберите мой прах поутру». Оно стало лейтмотивом пожара, в котором сгорает человеческая жизнь, и в то же время пламя – это аллегория творческого горения, рождения творчества – а значит, продолжения жизни. Во время съёмок пожара случилась настоящая драма – камера отказала, а дом сгорел. Мы остались без финала. Но за 4 дня дом был построен вновь, и пожар был снят.

– Связано ли, по-вашему, «Жертвоприношение» с другими фильмами Тарковского?

– Мне кажется, все фильмы Андрея связаны. В них его жизнь, его боль, его душа, которую он отдавал зрителю.

– Он был романтиком или прозаической личностью?

– Мне кажется, в художнике сочетается всё. Вот и он был и романтик, и прагматик, и циник, и восторженная душа одновременно.

– Легко ли писалась ваша книга?

– Всё вышло по слову Тарковского. Он говорил мне: «Когда-нибудь ты будешь писать обо мне». Я возражала, но через 20 лет, в декабре 2007 года, когда закончился мой Фестиваль Тарковского в Лондоне, я села на краешек дивана и за 2 месяца написала книгу. Очень долго шёл процесс редактирования, и в 2009 году книга «Тарковский: собиратель снов» вышла в свет.

Дело в том, что картина «Жертвоприношение» состоит из нескольких снов. Названия снов – «Начало», «Апрельский сон», «Стокгольмские сны», «Готландские сны» – даны и главам в моей книге.

Один сон приснился режиссёру на съёмках – он увидел себя мёртвым, лежащим на кушетке, а кругом ходили люди, становились на колени. И он задумал снять эту сцену, хотя в сценарии её не было. «Звони продюсеру», – сказал мне. Я позвонила, того это ошеломило. «Никогда», – был ответ. Тем не менее эта пророческая сцена, без каких-либо дополнительных средств, была снята за один день. Андрей попросил, чтобы участников группы одели в красивые одежды, и мы снимались. Я играла отражение ангела в зеркале и его мать, которая ему привиделась и о чём-то предупредила. Но, к сожалению, сцена не полностью вошла в картину, она показалась режиссёру слишком красивой, и почти всех нас он вырезал.

– Некоторые считают, если бы Тарковский не уехал на Запад, это было бы во благо его творчеству, а может быть, и жизни. Вы так не думаете?

– Если кого-то это утешает, пусть думают так. Но всё случилось так, как должно было случиться, как Господом Богом было предназначено. В Советском Союзе за 20 лет он снял 5 картин, а на Западе – две картины за два года. Кроме того, написал книгу «Запечатленное время», поставил оперу «Борис Годунов» в «Ковент-Гарден». И планы у него были огромные, его вдохновляла возможность постоянно снимать кино.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения