Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Первый о главном. Глава Калининграда Александр Ярошук: «Сверхзадача нашего города – представлять Россию в Европе»


03 ноября 09:00
 
Владислав Ржевский
собственный корреспондент (г. Калининград)

Калининград называют самым европейским городом России. За парадным фасадом, конечно, есть и проблемы. Но успехи – не бутафория.
Первый о главном. Глава Калининграда Александр Ярошук: «Сверхзадача нашего города – представлять Россию в Европе» - Калининград. Вид на остров Кнайпхоф и кафедральный собор.
Калининград. Вид на остров Кнайпхоф и кафедральный собор. ИТАР-ТАСС.

Калининград – один из наиболее динамично развивающихся городов страны. Сохранится ли темп? Во что превратится исторический центр: в очередной «сити» с небоскрёбами или в памятник Кёнигсбергу? Реально ли задыхающемуся в автомобильных пробках Калининграду вернуть себе былую славу города-сада?

На вопросы корреспондента «Файла-РФ» отвечает мэр областного центра Александр ЯРОШУК.

Александр Ярошук.

– Александр Георгиевич, даже от тех, кто не приезжал в Калининград лет пять, можно услышать: «Как изменился город!». А кто не был у нас лет десять – и вовсе разводит руками: неужели это Калининград?

– Город и правда быстро меняется. Калининградцы в ежедневной суете, конечно, меньше это замечают. Действительно, кто не был у нас лет десять, Калининград «не узнаёт». Двухтысячные благотворно сказались и на стране, и на нашем городе.

В советское время он был закрытым, военной базой. Поэтому средств на развитие тогда почти не выделялось. Считалось, что мы и так имеем хорошую базу, доставшуюся от прежних хозяев. В итоге к началу века мы остались с разбитыми дорогами, изношенными немецкими коммуникациями, дефицитом социальной инфраструктуры.

Толчок к развитию был дан визитом Владимира Путина в наш край в 2003 году, а также подготовкой к празднованию 750-летия города и юбилея области. На федеральном уровне были приняты важные для нас решения. В целевую программу развития области внесли коррективы, которые учитывали почти все наши потребности – те объекты, которые мы сами, без помощи Москвы, никогда не потянули бы: комплекс очистных сооружений, мостовой переход через Старую и Новую Преголю, модернизация зоопарка, реконструкция набережной Верхнего озера.

– В последние годы впечатляют масштабы дорожных работ.

– Хочу поблагодарить за реальную поддержку фракцию «Единой России» в Государственной думе. По программе «Новые дороги» партия инициировала выделение нашему городу из федерального бюджета по 321 миллиону рублей каждый год, начиная с 2008-го. А нынче мы просто ставим рекорды по количеству ремонтируемых объектов. Получили из федеральной казны на дороги и благоустройство дворов 1,25 миллиарда рублей.

– К сожалению, в последние годы появилась новая проблема – пробки.

– Главная причина – резкий рост автопарка. По числу машин на душу населения Калининград на одном уровне с Москвой. И только хорошими дорогами проблему пробок, разумеется, не решить. У нас разрабатывается комплексная схема организации движения по городу. Она должна быть готова уже в декабре. В этом документе будут рекомендации по всем «узким местам». В частности, где-то нужно ввести одностороннее движение, придётся по-новому отрегулировать всю сеть светофоров. Запланирована масштабная реконструкция проезжей части города. Появятся новые мосты и развязки. Большие надежды возлагаем на вторую эстакаду. Её начали ещё в 1985-м, в 90-х заморозили. Благодаря помощи федерального центра к концу нынешнего года долгострой будет, наконец, завершён. После пуска этой магистрали вздохнём свободнее.

Калининградский трамвай. Фото ИТАР-ТАСС.

– Ещё не так давно городские власти уверяли: в заторах виноват трамвай. Началось сокращение маршрутов, демонтаж линий. И на сегодня трамвай у нас почти исчез. Однако пробки лишь увеличились…

– Судьба трамвая – одна из самых больных для калининградцев тем. И от гостей города доводилось слышать сожаления по этому поводу. В прошлом году наш трамвай отметил 115-летие. Сейчас этот вид транспорта в Калининграде убыточен, ложится большой нагрузкой на бюджет. Тем не менее как глава города буду делать всё от меня зависящее, чтобы не только сохранить трамвай, но и обеспечить ему развитие. Мы должны думать о будущем. А оно явно за муниципальным общественным транспортом.

Наши соседи в польском Ольштыне избавились от трамвая. Теперь признают свой промах, хотят восстановить сеть. В Калининграде пошли навстречу населению – оставили два основных маршрута, которые следуют через весь город, являясь самыми востребованными.

– Трамвай – это ведь ещё и экологически чистый вид транспорта. А экология для Калининграда – вопрос тоже актуальный. Слава города-сада, увы, в прошлом.

– Не надо так драматизировать. Мы по-прежнему один из самых зелёных городов России. И вообще, воздух у нас чище, чем в среднем по стране. По данным учёных, на протяжении последних лет доля проб с превышением предельно допустимых концентраций постоянно снижается. К слову, один из важных факторов, влияющих на чистоту воздуха, – перевод котельных с мазута и угля на газ. На днях завершилась реконструкция очередной котельной – на западной окраине, в посёлке Александра Космодемьянского. Это не только снизит себестоимость производимого там тепла, но и существенно улучшит экологическую обстановку. Выбросы в атмосферу снижаются в 40 раз!

А то, что зелёный наряд Калининграда значительно уменьшился, во многом вызвано стахановскими темпами строительства на рубеже 2000-го. Тогда приоритеты были другие. А застройка, как правило, связана с вырубкой. Причем очень часто деревья валили не только неоправданно, но и незаконно.

Сейчас стараемся компенсировать, больше сажать. Если строительство ещё не началось, бьёмся буквально за каждое дерево. На северной окраине сберегли целый лес – Чкаловский. Большую его часть планировалось отдать под застройку. К счастью, теперь это уже невозможно.

– Когда-то в Калининграде проводились «зелёные» субботники...

– Традиция возобновляется. В сентябре-октябре прошла акция «Миллион деревьев». В ней приняли участие тысячи горожан. У нас большие планы по реконструкции парков и скверов. Кстати, этот процесс пошёл от Людмилы Путиной. Как известно, она родилась в Калининграде, часто бывала в парке «Юность». Долгое время он был запущен. Супруга Владимира Владимировича предложила привести «Юность» в порядок. Теперь это образцовый парк для семейного отдыха.

– Несмотря на строительный бум, с центральной частью города по-прежнему нет ясности. Все понимают, что она нуждается в перепланировке. Одни предлагают застроить центр небоскрёбами, другие мечтают воссоздать давно исчезнувший облик бывшего Кёнигсберга…

– Нельзя возвращать историю, произвольно вырывая из неё отдельные страницы. В 2005 году мы отпраздновали 750-летие нашего города, тем самым признав, что он появился не на пустом месте.

В молодости я, как и многие мои сверстники, называл город «Кёнигом». Но всему своё время, детские болезни должны уходить вместе с детством. Я – калининградец. И, на мой взгляд, превращать город в «памятник» несуществующему Кёнигсбергу не нужно. Вместе с тем, облик исторического центра надо сохранять. Хорошо, когда там появляются здания или даже кварталы под старину. Тем более, у нас есть удачный пример – Рыбная деревня. Но подчеркну: это – не воссозданный исторический район Кёнигсберга, а новый проект, стилизация.

Строительство кольцевой автодороги. Фото ИТАР-ТАСС.

Что же касается примет старого города, то мы стараемся их сберечь. Скажем, недавно на одной из улиц немецкий булыжник хотели заменить асфальтом. Между тем, многие горожане – и я в их числе – считают, что мостовые из камня придают городу особое очарование. Конечно, закатать улицу асфальтом и дешевле, и проще. Однако городская администрация настояла на перекладке брусчатки.

В разрабатываемой концепции центра должно найтись место и проектам, предусматривающим появление стилизованных зданий в готическом или ином историческом стиле. Это позволит подчеркнуть индивидуальность Калининграда, создаст новые объекты для привлечения туристов.

– А что скажете насчёт небоскрёбов?

– Я не сторонник превращения центральной части в район многоэтажной застройки. Высотные здания нужны. Но на свободных территориях, в новых микрорайонах. В центре небоскрёбы совершенно неуместны.

Став главой города, я остановил точечную застройку. К сожалению, в начале 2000-х было выдано более тысячи актов на земельные участки. Мы провели ревизию. Часть решений удалось отменить. Продолжается борьба в судах за отзыв актов по тем участкам, которые ещё можно вернуть городу и использовать по-другому. Калининград стал одним из первых городов в России, где были приняты «Правила землепользования и застройки». Этот документ упорядочил функциональное назначение всех городских территорий – и теперь они могут быть переданы застройщику только на публичном аукционе. Кроме того, за последние четыре года 95% городских земель, зелёных зон и мест отдыха поставлено на кадастровый учёт. Теперь эти территории защищены от застройки.

– Столицу янтарного края называют самым европейским городом России.

– Наверное, у каждого города есть своя сверхзадача. У Калининграда она весьма почётна, но и ответственна: достойно представлять Россию в Европе. По нашим реалиям многие гости из-за рубежа судят о жизни во всей стране. Хочется верить, Калининград справляется со своей миссией. Во всяком случае, это единственный российский город, имеющий все высшие награды Совета Европы.

Но и проблем у нас хватает. А решать их не просто необходимо – это дело чести, вопрос престижа страны. В Калининграде до сих пор нет очистных сооружений. Стоки идут в залив, оттуда – в Балтику. Ввода новых очистных с нетерпением ждут во всех прилегающих к морю странах. А Россия выплачивает серьёзные штрафы за загрязнение акватории.

Очистные строятся с 1976 года. Точнее, тогда начали, потом, в 90-е, как многое другое, заморозили. При поддержке федерального центра объект удалось реанимировать. Сейчас, правда, отстаём от графика. Это связано с тем, что в 2010 году в Хельсинки были ужесточены экологические требования к стокам, что потребовало изменений в проекте, новых контрактов на поставку оборудования. Но в итоге мы получим сооружения, соответствующие всем нормам Евросоюза и самые современные в России. Этот долгострой должен быть сдан к осени 2012 года.

– Калининград – один из самых динамично развивающихся городов России. Удастся ли сохранить темпы?

– Здесь помог бы официальный статус областного центра. В ряде субъектов РФ главный город региона обладает таковым – и как следствие, имеет определённые финансовые преимущества.

В Калининграде сконцентрирован бизнес, здесь живут, работают, проводят свой досуг не только 430 тысяч жителей областного центра (почти половина населения региона), но и порядка 180 тысяч из других районов. Нагрузка на инфраструктуру, на социальные объекты чрезмерная. Налоговые отчисления Калининграда в бюджеты всех уровней составляют на сегодня 25 миллиардов рублей. Обратно же в городскую казну поступает только 4,5 миллиарда. Средств на то, чтобы нормально развиваться, не остаётся. Надеюсь, наш региональный парламент примет закон об официальном статусе областного центра, прописав условия его поддержки. Это может быть, например, увеличение доли средств, перечисляемых от общего консолидированного бюджета. Или же сохранение в муниципальной казне отдельных видов налогов. Эти деньги помогли бы Калининграду развиваться, а значит – соответствовать своей сверхзадаче.

Наша справка:

Александр Ярошук родился 15 ноября 1965 года в Калининграде. В 1988-м окончил Калининградское высшее военно-морское училище, служил на Северном флоте. В декабре 1991-го уволился из рядов ВМФ по сокращению штатов в звании старшего лейтенанта.

С 1992-го занимался бизнесом. Основанная Ярошуком компания «Бауцентр» выросла до общероссийской сети строительных гипермаркетов, став в своём сегменте второй по величине в России.

В политике и системе управления – с 1998-го: советник мэра Калининграда по экономическим вопросам, депутат горсовета, председатель окружного совета депутатов. С 2002-го по 2011-й – секретарь политсовета Калининградского местного отделения партии «Единая Россия». В декабре 2007-го избран главой Калининграда.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения