Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Требуется чиновник


12 января 09:00
 
Владимир Шамахов
директор Северо-Западного института Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

«Кувшинные рыла», «чернильные души», бюрократы и коррупционеры… Нелестные оценки чиновников часто вполне справедливы. Сегодня никто не сомневается, что стране требуются государственные служащие иного, не «сословно-канцелярского» мировоззрения.
Требуется чиновник -

«Одна из наших ключевых задач – обновление кадрового состава российского чиновничества, изменение философии госслужбы, – отметил, выступая на Международном инвестфоруме "Сочи–2011", премьер-министр Владимир Путин. – Мы намерены привести во власть, в экономику, политику, социальную сферу новых людей, которые уже доказали, что могут действовать в логике конструктивных преобразований, готовы работать на благо граждан и всей страны».

Возраст отечественной системы подготовки государственных служащих логично исчислять от Императорского Царскосельского лицея, то есть с 19 октября 1811 года. Это было учебное заведение, заточенное на подготовку управленческой элиты. В Лицей были призваны лучшие педагоги, там использовались передовые методики, велась индивидуальная работа с каждым воспитанником, чтобы раскрыть его особенный талант… Поэтому из лицейских стен вышли первоклассные государственные деятели, дипломаты, военачальники. А ещё замечательные учёные, творцы – их символ, конечно же, Пушкин.

Владимир Шамахов.

Однако главной задачей, которая реализовывалась весьма эффективно, была подготовка государственных служащих. И сейчас, 200 лет спустя, можно говорить о том, что историческая цепочка замкнулась. Первым специализированным учебным заведением России, воспитывавшим чиновников, был Императорский Лицей, сейчас – Президентская академия, филиалом которой является наш Северо-Западный институт. Обучая своих студентов, мы используем не только международный опыт – им сейчас никого не удивишь, – но и российский. Это и культура лицейского индивидуального воспитания, и традиции системных политических, экономических знаний, что давали в своё время высшие партийные школы, и управленческие технологии, возникшие в нынешний век.

Преимущество нашего вуза в том, что одни и те же преподаватели занимаются и переподготовкой действующих госслужащих, управленцев различных отраслей, и обучением студентов. То есть теория постоянно совершенствуется реальной практикой, технологии управления обогащаются конкретными примерами.

В последнее время интерес к профессии чиновника вырос, она считается одной из самых стабильных и социально защищённых. Конкурс в наш вуз составил 34 человека на место.

Кто-то, возможно, полагает, что это и самый простой путь, позволяющий легко «стричь купоны». Я с этим решительно не согласен. Новые требования к подготовке госслужащих направлены на то, чтобы чиновники любого ранга занимались социальным обслуживанием людей. Главная наша задача – выпустить глобально конкурентоспособных и адаптивных, восприимчивых к новому управленцев, способных принести пользу в инновационном развитии общества.

По существу мы готовим социальных технологов. Ведь государственная и муниципальная власть – это не сановная каста, а именно сервисная служба, которая должна быть подотчётна обществу.

Однако образования и владения технологиями для современного чиновника мало. Важна социальная ориентированность, проще говоря – любовь к людям. Занимаясь со студентами, мы почувствовали, что в системе подготовки не хватает важного звена. И два года назад открыли социальный техникум, чтобы тот, кто решил стать управленцем, получив необходимую профессиональную базу, испытал себя в работе с гражданами, разбирая трудные ситуации, помогая неблагополучным семьям. И выпускники техникума, оказываясь на студенческой скамье, показывают себя более подготовленными, инициативными, с активной гражданской позицией, заточенными на получение знаний. Мы считаем, что именно так должен формироваться госслужащий нового поколения.

В общественном сознании принято разделять чиновников и управленцев-бизнесменов. Действительно, у каждого – своя специфическая роль. Одни занимаются освоением госбюджетов, другие добиваются прибыли за счёт казенной деятельности. Но и первые, и вторые должны решать одну задачу – удовлетворять потребности людей. А значит, владеть соответствующими методиками. Тем более что сейчас диффузия между бизнесом и государственной службой прогрессирует, и это нельзя не приветствовать. Однако есть и важное различие – стиль управления. В бизнесе большую роль играют «команды», которые собираются под реализацию конкретного проекта. Для государства такой стиль не подходит. Оно должно отражать интересы всех слоев, поэтому нельзя строить государственные институты по принципу корпорации. А у нас такое зачастую ещё происходит, отсюда и многие проблемы.

Сейчас весь мир и наша страна – на пороге выбора. Путь, по которому шло общество потребления, оказался тупиковым. Надо определяться, куда идти дальше. Главное достижение предыдущего этапа – свобода выбора. Её даёт образование. Чем оно качественнее, чем большую сумму знаний ты освоил, чем выраженней потребность в самосовершенствовании, тем лучше для общества и экономики. Поэтому характерными чертами госслужащего должны стать образованность, любовь к людям, заточенность на выполнение сервисных услуг в интересах человека и готовность к максимальной открытости. Чтобы не могла повториться сегодняшняя практика, когда человека водят по кругу из кабинета в кабинет. На дверях у каждого чиновника должно быть напечатано, за что он отвечает и что с него гражданин может спросить. На это, кстати, особое внимание обращал и Владимир Путин: «Люди должны чётко знать, что они могут требовать от чиновника и что чиновник в свою очередь вправе у них запросить. Все процедуры нужно делать простыми и понятными, а главное – выполняемыми в срок».

Торжество в Царскосельском лицее. Неизвестный худ. 1830-е гг. На картине изображены торжества 1836 г. по поводу 25-летия Лицея.

Многие нынешние обладатели больших и малых кабинетов всё ещё прячутся от людей. Служащие нового поколения должны быть изначально настроены на открытость и эффективность.

Между прочим, у наших выпускников, воспитанных на таких принципах, нередко возникали проблемы при работе в некоторых аппаратах, где система обслуживала саму себя, а не людей, где было принято, что всякое обращение должно «вылежаться», где привыкли перекладывать бумаги, создавать видимость кипучей деятельности. К счастью, с подобным отношением – во всяком случае, в питерской чиновничьей среде – в последнее время встречаешься реже.

Безусловно, каждый государственный служащий должен проходить переаттестацию. И здесь важно, чтобы оценка деятельности чиновника зависела не только от мнения его начальника, а от заключения независимых экспертов. Пока работник ориентируется только на благорасположение руководителя, настоящего взаимодействия между властью и обществом не получится.

Мы привыкли говорить: «Какие плохие чиновники!» А хорошие есть? Необходима общественная дискуссия: кого считать образцом, чего хотим и ждём от госслужащих. Мы планируем провести открытый конкурс «Петербургский чиновник», чтобы все желающие могли высказаться, оценить работу разных структур, выявить лучших и худших.

На мой взгляд, не стоит заниматься имиджем чиновников. Думать надо об авторитете власти, который завоёвывается, когда государственные служащие заботятся о людях, решают их проблемы.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения