Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Фантомир. Высокое искусство каменного века


27 июня 09:00
 
Капитолина Балышева

Гигантский лось, выложенный камнями на склоне уральского хребта, – вероятно, первый на Земле памятник дружбы народов. Или цивилизаций…
Фантомир. Высокое искусство каменного века - Гиганский лось, выложенный камнями в Уральских горах.
Гиганский лось, выложенный камнями в Уральских горах.

Масштаб творчества

Геоглифом принято считать нанесённый на землю геометрический или фигурный рисунок длиной свыше четырёх метров. В древности он создавался снятием верхнего слоя почвы с линий узора. Был и более трудоёмкий способ: прорытые канавки заполнялись камнями.

Геоглиф «Белая лошадь» в Англии.

Наиболее известны геоглифы на плато Наска и Пальпа в Перу, «Гигант из пустыни Атакама» в Чили, «Белая лошадь» в Англии, «Человек Марри» в Австралии, «Лось» в национальном парке «Зюраткуль» Челябинской области, «грифоны» на плато Укок в Республике Алтай.

У каждого – свои особенности. Среди геоглифов Наски больше всего разнообразных форм. Есть изображения людей и животных, геометрические фигуры, линии, полосы, спирали. Английские «Белая лошадь» и «Великан из Серн-Эббас» отличны тем, что созданы методом наполнения глубоких траншей белым мелом.

Геоглифические изображения людей и животных – всегда гигантских размеров. Рост «Человека Марри» – 4,2 километра. Длина «ящерицы» на плато Наска –188 метров, «Белой лошади» – 110.

Челябинский «Лось», датируемый VI–III тысячелетием до нашей эры, – вероятно, древнейший геоглиф на планете, – тоже выполнен с размахом. От копыт до кончиков рогов –275 метров, длина линий рисунка – более двух километров.

Земных рук дело

Высказанная швейцарским писателем и кинорежиссёром Эрихом фон Дэникеном и подхваченная многими энтузиастами версия, будто создатели геоглифов – представители инопланетной цивилизации, пока не находит подтверждения. Исследования выявляют присутствие людей на «полях» рисунков.

Обезьяна в пустыне Наска.

В пустыне Наска вблизи одного из геоглифов археологи обнаружили вбитые в землю деревянные сваи, служившие координатами при нанесении линий. Там же нашлись следы поселений индейцев.

Это, может, и не означает, что древние люди разбирались в геометрии на уровне дипломированных специалистов наших дней, но гипотеза земного происхождения геоглифов Наски выглядит более вероятной.

Другой вопрос – зачем землянам потребовалось, чтобы геоглифы можно было разглядеть лишь с высоты птичьего полёта? Сигнал богам? Привет инопланетянам, которые у древних, скорее всего, ассоциировались с высшими силами?

Могут ли геоглифы людей, животных и геометрических фигур нести разную смысловую нагрузку?

Если да – о каждом следует рассуждать отдельно.

Время собирать камни

Геоглиф «Лось» – не только древнейший, но и наименее изученный, поскольку «официально» открыт, т. е. атрибутирован как рукотворное изображение, лишь в 2011 году. На вопросы «Файла-РФ» отвечает Станислав Григорьев, старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН.

– Размер рисунка предполагает, что при его нанесении требовалась чёткая координация действий… сверху.

Станислав Григорьев.

– Национальный парк «Зюраткуль», на территории которого находится геоглиф, получил название по единственному озеру в горной зоне Южного Урала, расположенному в724 метрахнад уровнем моря. Здесь самые высокие хребты горного массива.

Геоглиф расположен на террасе юго-восточного склона хребта Зюраткуль и с его вершины (1125 метров) прекрасно виден. Рисунок ориентирован для восприятия как раз оттуда, потому что ноги изображённого животного обращены к горам. Вероятно, при создании и последующем использовании объекта наблюдатели находились именно там.

Почему, говоря о геоглифе, вы избегаете слова «Лось»?

– На сегодня однозначной трактовки изображения нет. Животным, имеющим четыре ноги и два рога, может быть и лось, и олень. На снимках геоглифа, сделанных с самолёта или параплана, видно, что между «глазницей» и линией рога находится ложбинка, характерная для лося. К сожалению, рога у животного стилизованы, а спина, где у лося должен быть отличающий его горб, скрыта лесным участком.

– Если древние люди рассчитали, что за строительством геоглифа удобнее наблюдать с вершины хребта, то их идея возводить трудоёмкий «памятник» в лесной местности совсем нелогична.

Тайга на склонах Зюраткуля появилась в I тысячелетии до н. э., а геоглиф относится к периоду энеолита (перехода от каменного века к бронзовому, VIIIV тысячелетия до н. э. К. Б.).

– При раскопках геоглифа найдены 44 орудия труда. Есть что-то любопытное?

– Среди орудий для копания попадались как крупные, весом до трёх килограммов, так и мелкие, не больше пяти сантиметров. Очевидно, что изделия являлись инструментами для различных возрастных групп. Можно утверждать: в строительстве геоглифа принимало участие всё окрестное население от мала до велика.

– Что было самым неожиданным для вас?

Первоначально казалось, что объект достаточно прост. Однако дополнительные раскопы показали, что части геоглифа отличаются друг от друга. Вверху контур ноги предельно прост по конструкции, а на копытах и окончании морды выявлены достаточно массивные кладки. Причём многие камни оказались расколотыми и скреплёнными глиной.

Кондор в пустыне Наска.

Какие выводы вы сделали после раскопок геоглифа?

– Два грубых нуклеуса (камня, от которого отщеплялись пластины для изготовления орудий. – К. Б.) и многочисленные оббитые куски могут указывать на проведение обрядов, связанных с ритуальным раскалыванием камней на поверхности геоглифа.

Поскольку культурные объекты, как правило, отражают наличие какой-то традиции, они редко представлены единичными экземплярами. Не исключено, что на Урале есть ещё древние геоглифы. Это ставит проблему получения более полной картины о людях, населявших здешние места 5–7 тысяч лет назад.

Наши традиционные представления об обществах в каменном веке сводятся к обсуждению небольших коллективов охотников и рыболовов. Однако монументальное строительство социально детерминировано, то есть для таких коллективов лишено смысла. Соответственно, геоглиф мог быть культовым центром достаточно большого ареала, осваиваемого родственным населением. Значит, и социальный ландшафт Южного Зауралья в энеолитическое время выглядел совершенно иначе.

Из уральской легенды о лосе

«Давным-давно это было. Когда именно, никто не помнит. Жило на берегах маленького горного озера племя охотников и рыбаков. Никто никогда не нарушал обычаи этих людей.

Шли годы, десятилетия, века. И вот однажды земля затряслась, горы превратились в груду больших камней и небо заволокло пеленой. Наступил полумрак.

Люди посчитали, что Солнце Лось проглотил. С тех времён люди стали производить ритуал поклонения Лосю»...

Зачем охотнику памятник

Зооморфизм присущ всем народам. То, что во времена энеолита у племён, живших на территории Урала, был развит звериный культ, понятно. При раскопках на острове Веры на озере Тургояк археологи нашли алтарь с головами пантеры и тираннозавра, сделанными из гранита. По современным представлениям, здесь, скорее всего, был учебный центр, где готовили жрецов.

На месте раскопок в национальном парке «Зюраткуль».

Необъяснимо другое. Следы поселений времён энеолита на территории России показывают, что в компактно проживавшее сообщество входили, как правило, от 35 до 80 человек. Между тем, в создании геоглифа «Лось» участвовало несколько тысяч представителей древнего народа, по делавшимся расчётам – не менее 5000, но может быть и 8000–11000. Для рытья траншей, добычи и обработки камней, заготовки глины требовалось огромное количество рабочих рук.

Откуда взялись эти люди? Где жили? Куда разом исчезли – ведь в окрестностях нет следов захоронений?

Проще всего ответить на первый вопрос, хотя это всего лишь гипотеза.

Во время глобальной засухи на Ближнем Востоке жившие там племена, спасаясь от жары, могли дойти до Урала и осесть в районе озёр Тургояк и Зюраткуль. Пришельцы стояли на более высокой ступени развития по сравнению с аборигенами, что доказывается выявленными при раскопках геоглифа методами обработки камня и необычной кладкой.

Возможно, у племён с Ближнего Востока тоже был развит звериный культ или они решили его перенять, чтобы найти общий язык с местными жителями. Тогда строительство геоглифа можно объяснить как демонстрацию их мощи, инженерно-технического превосходства.

Но работу вели совместно: силами пришельцев и местных жителей. Со временем различия между представителями двух цивилизаций сглаживались. На каком-то этапе они просто исчезали.

Ответы на другие вопросы, возможно, пока скрыты на дне озера Зюраткуль – там найдены остатки строений, которым предположительно более десяти тысяч лет. Энтузиасты надеются найти под водой мегаполис каменного века.

Если им повезёт, мы наверняка приблизимся к разгадке тайны древнейшего памятника и его строителей.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения