Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Ударения. Писатель Николай Коняев: «Необходимо понимать, что двигало людьми»


10 сентября 09:00
 
Алексей Захарцев
собственный корреспондент (г. Санкт-Петербург)

Каким быть единому школьному учебнику истории, проект которого разрабатывается по инициативе президента Владимира Путина? «Файл-РФ» продолжает обсуждение, начатое доктором исторических наук Олегом Назаровым, президентом Всероссийского фонда образования Сергеем Комковым, публицистом Николаем Стариковым.
Ударения. Писатель Николай Коняев: «Необходимо понимать, что двигало людьми» - Николай Коняев. Фото ИТАР-ТАСС.
Николай Коняев. Фото ИТАР-ТАСС.

Надо определиться с главным: для кого пишется учебник, будет он только приобщать к знаниям или способствовать становлению граждан – убеждён писатель, историк, секретарь Союза писателей России, член Совета Всемирного Русского Народного Собора Николай КОНЯЕВ.

– С невольной ностальгией вспоминаю советскую школу, где нас прежде всего учили: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Разумеется, на эту идею работала и вся линейка учебников, начиная от букваря. А сейчас просматриваешь школьную литературу и порой не сразу понимаешь, для юных граждан какой страны она написана. Удастся ли создателям нового учебника истории устранить хотя бы этот перекос?

Невская битва.

– Скажу прямо: я никогда не был апологетом советской школы, тем более содержания гуманитарных дисциплин. Те курсы литературы и истории зияли прорехами для соответствия произведений и событий марксистско-ленинской идеологии. Другое дело, что в перестроечные и постсоветские годы под видом исправления недостатков в учебниках и в самой системе образования были произведены такие чудовищные искажения, что теперь о курсах времен СССР вспоминаешь как о чём-то светлом и совершенном.

Обучение гуманитарным предметам и, в частности, истории «перестроили» так, чтобы как можно сильнее очернить Советский Союз, лишить школьников памяти, детьми какой великой страны они являются. Параллельно всё делалось для того, чтобы воспитать из них исправных членов общества потребления. Сейчас уже очевидны катастрофические последствия подобной системы образования. Не менее понятно и то, что она возникла не случайно, а целенаправленно насаждалась. Можно взять любой из учебников, созданных при поддержке фонда Сороса или на другие зарубежные гранты, и убедиться, что все они воспитывают удобного и легко управляемого потребителя, который нужен «мировой цивилизации». Более того, извращая русскую и советскую историю, эта «литература» ещё и закрепляет в сознании «победу в «холодной войне», которая, как любят говорить на Западе, была одержана над СССР.

Важнейшие сражения Великой Отечественной войны – Сталинградская и Курская битвы – упоминаются в перечислении, через запятую, а подробно описываются операции, которые проводились в Африке или на Сицилии! Это не просто надругательство над исторической правдой. Подобные фальсификации неизбежно пробуждают в школьнике мысль: «Что мой дед или прадед делал на фронте? Не лучше ли ему было отсидеться, пока Англия и Америка умело разгромят гитлеровцев? Ради чего, собственно говоря, в нашей стране было положено 20 с лишним миллионов жизней?». Понятно, что ответом на эти сомнения может стать только разочарование, постепенно развивающееся в нежелание жить и работать на родине.

В новом учебнике истории подобные извращения должны быть, безусловно, преодолены, если мы хотим, чтобы у нас было будущее, если мы строим страну, которая не прекратит существование в 2020 или в 2050 году. Общественность давно бьёт в колокола: чему мы учим? Хочется верить, что и власть спохватилась. Отсюда заказ на единый учебник истории. Правда, очень трудно понять, почему его решено создать келейно, а главное, не выработана и не оглашена его концепция.

Нисколько не сомневаюсь, что отобранный авторский коллектив, который занимается этим многотрудным делом – высококвалифицированные специалисты, но в данном случае вопрос не в том, как глубоко они знают предмет.

Св. Александр Невский бьёт псов-рыцарей на Чудском озере. Худ. Н. Климова.

Приведу пример… Был такой замечательный историк Василий Осипович Ключевский. На его «курсе лекций» выросло не одно поколение. И я этот пятитомник перечитывал за свою жизнь несколько раз. Но однажды, работая над статьей об Александре Невском, начал вспоминать: что же Ключевский говорил о святом князе? Так ничего и не вспомнив, решил порыться в «лекциях». И к своему глубочайшему изумлению обнаружил, что имя Александра Невского упоминается в пяти томах всего четыре раза. Дважды, когда речь идёт о родственнике великого полководца, затем в списке персонажей книги, которую читал Пётр I, и ещё раз в связи с Александро-Невской лаврой. Самого же святого князя, его подвигов и побед в объёмистом труде, по которому изучали отечественную историю многие тысячи русских людей, просто нет! Тут только остаётся дивиться мастерству Василия Осиповича, с которым он сумел так изложить курс, что, прочитав его весь несколько раз, лишь случайно замечаешь об изъятии узлового персонажа нашей истории…

Ведь Александр Невский, по сути, определил путь России. Тогда можно было, приняв католичество, объединиться с Западной Европой. Этот вариант Александр отверг, победив шведов на Неве и крестоносцев на Чудском озере. Святой князь выбрал другой путь, «повенчав Русь со степью». Он предпочёл подчиниться Батыю, превращая Русь в один из улусов Золотой орды. В результате этого выбора наша страна на какое-то время потеряла самостоятельность, но при этом, сохранив духовную независимость, стала в результате наследницей «империи», которая была построена Чингисханом.

Говорить об этом можно долго, но сейчас важно то, что замечательный историк Ключевский сумел обойтись без такой фигуры, описывая русскую историю! Понятно, что он создавал либеральную версию. Это была история другой страны, в которой не находилось места Александру Невскому. Такой Василию Осиповичу Ключевскому хотелось видеть Россию. И святой князь сам ушёл из этой истории, потому что она, предельно рационализированная, имела очень малое отношение к Святой Руси, в которой жил и которую защищал Александр Невский.

Конечно же, не хотелось бы, чтобы нечто подобное произошло с учебником истории, который создаётся сейчас.

Курская битва. Пленные немцы. 1943 г. Фотохроника ТАСС.

Ещё больше подобных примеров можно привести в связи с событиями Великой Отечественной войны. Не так давно довелось увидеть телепередачу, в которой современные школьники, следом за героями Солженицына, рассуждавшими о «Матросовых придуманных» и «глупеньких Зоях», дискутировали, как теперь принято в школе, кто такая Зоя Космодемьянская. Один упитанный мальчик вежливо объяснял, что она, видимо, страдала шизофренией, выразившейся в страсти к поджигательству… По-человечески, по-доброму хотелось бы посоветовать родителям этого юного интеллектуала немедленно и нещадно выпороть его, – но на самом деле лично меня более испугали оппоненты, яростно доказывавшие, что Зоя Космодемьянская совсем не напрасно погибла, она всё-таки успела сжечь конюшню, в которой стояло восемь немецких лошадей… От такой защиты становится ещё страшнее – ведь тут проявлено полнейшее непонимание сути подвига, совершённого нашим народом в Великую Отечественную войну.

Да, можно говорить о том, что в момент предельного напряжения сил под Москвой был издан приказ № 0428 «Разрушать и сжигать дотла все населённые пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40–60 км в глубину от переднего края и на 20–30 км вправо и влево от дорог». Но хотя и определялось боевое задание Зои Космодемьянской именно этим приказом, она отдала свою юную жизнь не за сараи, а за Родину. В своей полной самоотверженности Зоя сливалась со своим народом, становилась неотличимой от миллионов таких же, как она, героев, наполняла их силой своего подвига. Наверное, если бы Космодемьянская прошла настоящую диверсантскую подготовку, если бы взрывала немецкие эшелоны и крупные военные объекты, её бы и награждали, и почитали, – но эта умелая диверсантка никогда бы не превратилась в ту Зою, которую сразу узнала как свою героиню душа народа. И когда задают вопрос, а нужен ли был этот подвиг, ответ только один: этого подвига нам могло не хватить, чтобы одержать победу.

В учебнике можно говорить и о приказе № 0428, и о сожжённых сараях, но эта частная правда не способна заменить великую Правду о нашей Победе. Как бы ни раздувалось значение сражений, происходивших в Африке, факт остаётся фактом: основная масса фашистских армий обрушилась на нашу страну, и Россия практически в одиночку сумела сокрушить германскую мощь.

Как это случилось? Ведь очевидно, что летом 1941-го по боевой выучке солдаты вермахта превосходили наших, и немецкие генералы были сильнее советских. Это потом наши полководцы осуществляли очень талантливые операции. А в начале войны даже Георгий Константинович Жуков, которого мы по праву называем Маршалом Победы, выглядел рядом с гудерианами и манштейнами не слишком выигрышно. Не говоря уже об окружениях 1941 года. В печально знаменитой Ржевской операции несколько деревень брали силами нескольких армий и потеряли немыслимое число русских солдат…

Приказ № 227.

А трагедия летних месяцев 1942-го? Тогда – вспомните начало знаменитого 227-го приказа Сталина: «Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать своё позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам… После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн населения, более 80 млн пудов хлеба и более 10 млн тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину…» – была сказана горькая правда о положении, в котором оказалась страна.

Секрета, почему Германия, на которую работала половина мира, с первоклассной армией не сумела пройти последних метров, отделявших её от победы, разгадать не может никто.

Разгадка, меж тем, проста. Она – в силе народного духа, который, кстати, и воплощала в себе Зоя Космодемьянская, она – в той готовности к самопожертвованию, и – увы! – в невообразимо страшной цене, которую наша Родина заплатила за Победу.

Начальник штаба Верховного командования сухопутных войск вермахта Гальдер до 1942 года ежедневно записывал потери гитлеровцев с точностью до человека. У нас до сих пор не могут подсчитать число погибших с точностью до миллиона.

Наш урон, с точки зрения логики, находится за чертой невозвращения, но вопреки всему у нас хватило сил подняться, из руин восстановить экономику, возвести атомную отрасль, первыми покорить космос и построить великую державу. Это и есть Правда о войне, об СССР, о советском народе. Эта Правда и должна войти в единый учебник истории, а не домыслы о сгоревших в сарае лошадях.

– Но кто же может определить, где правда, а где домысел?

– Николай Михайлович Карамзин, отвечая на вопрос, что есть история, писал: это память прошедшего, идея настоящего, предсказание будущего. Это глубокая и точная формулировка того, что мы получаем, изучая историю, – взаимосвязь времён. Все знают, что прошлое определяет настоящее, а оно, в свою очередь, – будущее. Но взаимосвязь не исчерпывается этим вектором. Наше настоящее во многом определяет наше прошлое. Если мы согласимся с «соросовскими» авторами забыть Сталинградскую и Курскую битвы, прировняв их к сражениям в Африке, то со временем у нас исчезнет и сама память о Великой Отечественной войне, и потомки будут представлять историю ХХ века по схеме: «октябрьский переворот – плохой сталинизм – хороший Горбачёв, который всё исправил и позволил западным демократиям сокрушить тоталитаризм в ходе «холодной войны». В этой схеме не останется места для России, которую наш народ создавал полтора тысячелетия.

Любое событие прошлого осмысляется на протяжении веков. Оно или становится историческим, или нет. Некоторые знатоки считают, например, что сражение на Неве в 1240 году было незначительным – уж очень мало там убитых. И в принципе, если оценивать битву именно по числу погибших, придется согласиться с этими «историками». Действительно, мы знаем великих полководцев, которые умели навалить на полях сражений столько трупов, что за их грудами просто и не различишь Невскую сечу. Но ведь Александр Невский и не был военачальником, стремящимся как можно больше «навалить трупов». Он был святым князем, и умел нанести тот идеально точный удар – в нужный момент в данной точке, который в результате предотвращал саму возможность сражения, где полягут многие сотни тысяч!

Осмысление значения великого князя Александра приходило с годами, его историческая роль все чётче и яснее представлялась на протяжении столетий. А народ осознал это сразу. Он прозвал князя Невским, хотя логичнее было бы – Псковским или Чудским, поскольку эти победы, без сомнения, более грандиозны. Но было выбрано другое имя, потому что Невская сеча – не просто выигранное сражение, а явленное Господом Чудо, свидетельствующее, что страна сохранится, что Русь нужна Богу, и Он возродит её в новой силе и славе…

В духовном смысле битва на Неве стала небесным знаком, обетованием Московской Руси, идущей на смену Руси Киевской... И совсем не случайно, что одержана эта судьбоносная победа была на подступах к городу, которому ещё только предстояло подняться здесь пять столетий спустя… Городу, где будут находиться святые мощи благоверного князя… Городу, на улицы которого никогда не ступала нога чужеземного захватчика…

Герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Фотохроника ТАСС.

Так что, где правда в истории, а где то, что пытаются выдать за правду, определяет только народ. И он называет это всегда абсолютно безошибочно, в отличие от самых высокопрофессиональных научных сообществ.

Вот и Зоя Космодемьянская… За исключением «продвинутых» персонажей Солженицына, её тоже тотчас узнала вся страна – и сразу поняла, что совершила эта бесстрашная девушка и за что она отдала свою юную жизнь…

Только народ решает, в какой истории ему жить. В истории грязных сараев, куда его пытаются загнать спонсированные Соросом авторы, или в истории высоких возвышающих души наших сограждан подвигов, в истории, делающей человека и самого способным к совершению подвига.

Если мы снова вернёмся к задуманному учебнику, то пока в нём не определено самое главное. Так и не объявлено, для кого он пишется.

Если мы по-прежнему считаем, что наша школа должна штамповать «людей мира», специалистов, способных работать и жить в любой точке земного шара в зависимости от того, как ему выгодно, – нет никакого смысла в преподавании какой-то патриотической истории.

Если же мы придём к мысли, что образование подразумевает не только сообщение ребёнку знаний, полезных в будущей жизни, но ещё и образование граждан своей страны, которые будут защищать её и продолжать историю, то концепция учебника должна включать присущие нашему народу патриотизм и духовность. И материал следует подбирать соответствующим образом.

Россия победила в Великой Отечественной. Выдержала и в 90-е, когда её пытались додавить после крушения СССР. Выстояла благодаря оплёвываемому либералами патриотизму, величайшему терпению и готовности к самопожертвованию во имя Отечества. Столь замечательные национальные черты продемонстрировали и десантники Шестой роты Псковской дивизии ВДВ – мальчишки из пресловутого «поколения пепси», которые погибли, но не пропустили боевиков, в десять раз превосходивших их по численности… Можно сказать, что это было взращено самой русской историей, культурой, народными традициями.

– Хорошо, что вспомнили о псковских десантниках. Смотришь иной раз телевизионное шоу, и возникает мысль, что современные молодые люди вообще не способны не только повторить подвиг своих сверстников времён Великой Отечественной, но и просто воспринять его…

– Это, конечно, результат того «образования», от которого не то что бы уходят сейчас, но хотя бы пытаются отойти.

Я не смотрю молодёжные шоу, но точно такие же ощущения у меня возникают порою от споров наших политологов и депутатов… Сколько помоев было вылито либералами на авторов «закона Димы Яковлева»! «Помешали детскому счастью», «ничего, что малыши забудут язык, главное – жить в свободной стране и есть гамбургеры». И всё это измерение счастья в фастфудах производится в полной уверенности, что другого не может быть. Это, конечно, диагноз.

А вспомните, для примера, двух вологодских детдомовцев: великого композитора Валерия Гаврилина и гениального поэта Николая Рубцова. Вообразите, что они оказались бы усыновлёнными куда-то за границу. Наверное, колбасы бы они съели больше – только стали бы от этого счастливее? Нелепо даже думать об этом.

Разумеется, нельзя терпеть насилие и бедность, которые порой окружают детей в интернатах, но бороться с этим, продавая наших граждан за границу, – верх безнравственности и цинизма.

– История – это ещё и учебник нравственности?

– Занимаясь русской историей десятки лет, могу сказать с полной ответственностью: я не знаю ничего более прекрасного, чем русская история. Но если изъять из нашего прошлого духовную составляющую, тогда останутся только кровь, предательства, нищета.

Я говорил, что народ лучше любого специалиста различает правду и ложь в своей истории. Философ Владимир Соловьёв рассуждал так: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Это о духовном смысле русской истории… Всё совершается по воле Божьей, и когда мы пытаемся оценить исторический события с этой точки зрения, тогда и раскрывается внутренняя красота нашей истории. Тогда вдруг и начинаем понимать, что в ней всё прекрасно. Но как только отходим от того, к чему мы предназначены – сразу возникают проблемы.

Есть «курс», который очень похож на историю нашей страны – Ветхая история. Если из Ветхого Завета изъять Бога – тоже останется только грязь и ужас. Конечно, ни в коем случае преподавание исторической дисциплины не должно превращаться в урок Закона Божьего, – но понимать, что двигало людьми, необходимо. Почему, например, Иоанн Грозный поступал так, а не иначе. Это невозможно объяснить без осознания, что он был человеком глубоко искренним и верующим, который всегда стремился прозреть Божью волю.

Памятник Зое Космодемьянской в деревне Петрищево Московской области.

Поэтому очень важно, чтобы учебник был написан хорошим литературным языком, подобно великолепной «Истории государства Российского» Николая Михайловича Карамзина. Иначе и быть не может… Ведь, когда ты говоришь об истории, которая совершается по Божьей воле, когда влюблён в историю своей страны, ты и не сможешь написать о ней скучно. А если будешь считать сожжённые сараи и обнесённые колючей проволокой лагеря – их и в самом деле в нашем прошлом хватало – получится посредственный, серый мартиролог.

Создателям нового учебника я бы посоветовал обратить внимание и на пушкинскую записку Николаю I о народном воспитании: «История в первые годы учения должна быть голым хронологическим рассказом происшествий, безо всяких нравственных или политических рассуждений. К чему давать младенствующим умам направление одностороннее, всегда непрочное? Но в окончательном курсе преподавание истории (особенно новейшей) должно будет совершенно измениться. Можно будет с хладнокровием показать разницу духа народов, источника нужд и требований государственных; не хитрить, не искажать республиканских рассуждений, не позорить убийства Кесаря, превознесённого 2000 лет, но представить Брута защитником и мстителем коренных постановлений отечества, а Кесаря честолюбивым возмутителем».

Речь здесь, конечно, не только о римской истории, – вернее, совсем не о ней. Эту свою записку императору Пушкин завершает так: «Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целию искренно и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».

Эти слова можно взять эпиграфом к работе над современным учебником истории. Он должен стать настольной книгой, нравственным ориентиром как для школьника, так и для его родителей. Чтобы исторические очерки захотелось читать всей семьёй, чтобы к ним можно было обращаться за советом и поддержкой в трудные минуты жизни, чтобы текст не надо было переписывать на каждом вираже политической конъюнктуры.

Это очень непросто – сформировать такой летописный сборник, но выполнимо. Ведь цель образования – восстановить образ Божий в человеке, воспитать не бездушных рабов Силиконовых долин, что будут «упорствовать в тайном недоброжелательстве своей стране», но образовать помощников, защитников, патриотов Отечества, которые любят свою Родину, гордятся ею, и которыми вскоре будет гордиться Россия.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения