beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort
kurtkoy escort
istanbul escort Созидатели. Савва Ямщиков. Часть II
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Культура

Созидатели. Савва Ямщиков. Часть II


13 сентября 09:00
 
Людмила Сапожникова

Продолжаем разговор о «реставраторе всея Руси», провинциальных музеях и людях, которые спасают картины и открывают забытые имена.
Созидатели. Савва Ямщиков. Часть II - Савва Ямщиков у полотна кисти Д. Г. Левицкого «Портрет великой княжны Александры Павловны».
Савва Ямщиков у полотна кисти Д. Г. Левицкого «Портрет великой княжны Александры Павловны».

На вопросы корреспондента «Файла-РФ» отвечают заведующая отделом пропаганды художественного наследия, заслуженный работник культуры РФ, художник-реставратор Нина ЗАЙЦЕВА, художник-реставратор высшей категории Виталий КУЗЮБЕРДИН, искусствовед Марфа ЯМЩИКОВА.

Людмила Сапожникова: Расскажите, кто работает в отделе, на ком он сейчас держится? Какова его структура?

Сергей Бархин, Елена Козелькова, Савва Ямщиков, Сергей Голушкин, Александр Быков.

Нина Зайцева: В отделе два подразделения – сектор реставрационных выставок и непосредственно пропаганды, есть свой небольшой выставочный зал. К примеру, планируется выставка – и под эту конкретную выставку здесь же, в отделе реставрируются работы.

Виталий Кузюбердин: Административную часть тащит на себе Нина Васильевна Зайцева – разбирается в новых договорах, сметах.

Н. З.: Я ушла в своё время из музея Л. Н. Толстого, чтобы заниматься реставрацией. А в результате сижу с бумажками… Раньше, когда работала на полставки, гораздо больше успевала отреставрировать, чем сейчас. Как это Савелию удавалось разруливать? Одного туда послал, другого – сюда…

В. К. Это его бесконечное обаяние. В центре Грабаря бросали всё, если он о чём-то просил. Потому что выставки – это интересно. Когда закрывался отдел, в котором я работал, я услышал про отдел пропаганды и всё думал: как бы мне туда попасть?..

Людмила Черняховская работала у нас, жена главного редактора издательства «Советский художник» Марка Черняховского, – и через это издательство шли все наши печатные работы. А Мила ездила по ответственным поручениям – в министерство, по выставочным залам, в комбинат Вучетича. Если бы не её обаяние, наши выставки готовились бы дольше – ведь даже для того, чтобы ящики для картин сделать, нужно было отстоять очередь…

Савва Ямщиков, Галина Федина, Нина Зайцева.

Ещё один сотрудник отдела – Ольга Адамишина. Одно время Ольга Николаевна жила в Великобритании, установила хорошие отношения с русским зарубежьем и организовала Фонд помощи русскому искусству. Она и до сих пор ежегодно делает у нас на Бурденко выставки работ молодых художников, выпускников художественных училищ.

Елена Васютинская – научный сотрудник, генератор идей, наш искусствоведческий суперпрофи, сделала целый ряд выставок, в том числе русского портрета ХVIII–ХIХ веков, советской игрушки 20-х – 50-х годов ХХ века, детского портрета ХVIII – начала ХХ века. У неё недавно вышел замечательный альбом-каталог по вернисажу, проходившему в ЦДХ, – «Два века русского детства».

Наталья Барвинская, научный сотрудник, искусствовед, готовит замечательные реставрационные экспозиции, выставки картин современных авторов и коллекционеров. Трудами Галины Ерховой, реставратора высшей категории, восстановлены многие картины, прошедшие через наш отдел. Галина Федина пришла в отдел из центра Грабаря – это говорит о ней как о реставраторе высокого класса. Александр Быков – книжный график, на нём была работа над пригласительными билетами, макетами каталогов. Алла Сват, Светлана Горбачёва, Ольга Мириманова составляли статьи, книги, каталоги.

Н. З.: Виталий Кузюбердин в отделе с самого начала. Если предстоит наисложнейшая работа и профессионалы говорят, что с этим никто не справится, заказчиков из музеев, из реставрационных организаций посылают сюда: «Виталий сделает!» Он спасает самые «пропащие» вещи, которые очень сложно восстановить. Кузюбердин способен вжиться в вещь. Не прибегая ни к каким методикам, ни к каким инструкциям, а просто почувствовав произведение, увидев его послойно своими собственными глазами, а не микроскопом, – находит подходящее решение.

В. К.: Когда я пришёл в отдел, мне было 26 лет. То есть всю сознательную жизнь – бок о бок. Домашняя обстановка со всеми бедами, проблемами. Но у Саввы Васильевича была потрясающая способность разруливать какие-то проблемные ситуации.

На Святой горе Афон. Валентин Распутин, Максим Шостакович, Савва Ямщиков.

Администрации он не касался, только если что-то нужно было – столы перевезти, ящики с картинами, – звонил, договаривался. И даже после болезни, когда Савва стал публицистом, делал он очень много – просто эта деятельность приобрела другие формы. Там, где несколько лет можно было потратить из-за бюрократических проволочек, появлялся Ямщиков, устраивал разнос чиновникам, стучал кулаком – и проблема решалась. Он боролся, бодался – и чего ему это стоило! Вплоть до «скорой» доходило…

Л. С.: Молодёжь к вам приходит?

Н. З.: Так получилось, что Сергей Сергеевич Голушкин, один из основателей отдела – реставратор, корифей, большой мастер, реставратор высшей категории, у которого сотни отреставрированных классических полотен, учитель многих реставраторов, – уже четыре года не работает с нами. Ушли и другие сотрудники, в силу разных причин…

Савва Васильевич написал в своё время статью о нашем отделе, назвал её «Об отделе с благодарностью и любовью». Он перечислил в статье всех, кто работал с ним, каждому благодарен – это чувство ему и по жизни было свойственно: благодарность Богу, семье, людям, которые с ним работали.

Появились пустоты, вакуум, который нужно было заполнять, и мы взяли в последнее время в отдел молодых реставраторов – выпускников Строгановки и реставрационного факультета Свято-Тихоновского университета. Дипломированные специалисты. Работают с энтузиазмом, прониклись атмосферой отдела.

В. К.: Они ещё помнят Савву. После Савёлки, конечно, всё стало грустнее и скучнее.

Н. З.: Он был человек-праздник – приходил, громогласно орал, распоряжался, садился, все несут ему что-то – и сразу такой душевный подъём у всех. За обедом рассказывал кучу анекдотов, истории из жизни – молодёжи было очень интересно, слушали с удовольствием.

В. К.: Ему откуда-то большую банку чёрной икры прислали, он «детям» по огромному бутерброду с горой икры сделал – они с этими бутербродами фотографировались…

Савва Ямщиков и Валентин Распутин.

Л. С.: Савва Ямщиков «служил по России» – в Москве он проводил три-четыре месяца в год, в остальное время звонил, писал из Пскова, Костромы, Суздаля, Ярославля, с Афона, из Италии. Он постоянно был «на коне» – то спасал Кижи, то защищал Пушкиногорский заповедник. С его подачи Владимир Путин узнал о безвозмездной передаче Бременской коллекции Германии – и недобросовестная сделка не состоялась.

Савва Васильевич сражался за историю и культуру нашей Родины. Но – постоянные разъезды, работа допоздна… Как это сказывалось на домашней жизни?

Марфа Ямщикова: Он не был домашним человеком. Дома только ночевал – вся его жизнь проходила на работе, особенно в последнее время…

Н. З.: Когда уезжал домой, он оттуда делал «контрольный звонок». Знал, что мы допоздна задерживаемся, и часов в восемь-девять, а то и перед отходом ко сну звонил, спрашивал: «Как вы?» Это было каждый день.

М. Я.: Дом для него – это где можно кости бросить на кровать, просто отдохнуть и потом опять куда-то бежать. Когда рядом человек, который живёт вот такой интересной, насыщенной жизнью, в стороне не останешься. Он всегда делился, я была в курсе всех перипетий.

Савва Ямщиков с дочерью Марфой. 1990 г.

Л. С.: Пытался Вас увлечь, втянуть в работу отдела?

М. Я.: Он вообще никуда никого не тянул, не тот человек – он мог что-то предложить. То есть была такая позиция: ты должна сама выбрать то, что тебе хочется, что нравится. Абсолютно дистанцировался в вопросе выбора.

Но мы были на одной волне, так что я жила скорее его жизнью. Всё, что происходило, знала. Сама проживала эту жизнь – для меня эти люди, события были очень близки.

Н. З.: (обращаясь к Марфе) Помнишь, ты сказала, когда мы отмечали юбилей, что когда отец брал тебя с собой в твой день рождения на работу, ты не связывала это с днём рождения отдела?..

М. Я.: Да, я не знала.

Н. З.: Так совпало, что 1 июня день рождения Марфы – и в отделе всегда об этом помнили, готовили какой-нибудь подарок. Правда, первые годы было так – а потом Савва Васильевич заболел, и после болезни такого не было…

Первый раз мы отпраздновали этот день после большого перерыва в 2011 году. Тридцать лет исполнилось отделу. За это время у него появились свои яркие традиции, своя атмосфера.

Л. С.: Одна из таких давних традиций отдела  сотрудничество с провинциальными музеями. Так, в запасниках краеведческого музея старого русского города Солигалича были найдены, восстановлены и исследованы портреты художника XVIII века Григория Островского. В музейных хранилищах Ярославской области в своё время на реставрацию было отобрано около 60 портретов, созданных в XVIII  первой половине ХIХ века... А сейчас продолжается такое сотрудничество?

Г. Островский. Портрет М. М. Черевиной. 1774. Картина из Солигаличского краеведческого музея.

Н. З.: Мы и сейчас поддерживаем эту связь. Такие коллекции чаще всего мало изучены, неизвестны, это просто Клондайк. И вот сейчас у нас в работе два таких «клондайка»: Егорьевский музей и солнечногорский музей «Путевой дворец».

В Солнечногорске – великолепное собрание советской живописи ХХ века, 50–60-х годов. В те годы был создан первый сельский народный музей, так называемая Льяловская картинная галерея. А на озере Сенеж был Дом творчества художников, и его гости в эту галерею отдавали свои работы. Шестнадцать лет назад 90 с лишним картин самых разных художников, и советских классиков, и малоизвестных – Терпсихоров, Никонов, Володин, Сергеев, огромное количество имён можно перечислять, – передали в коллекцию музейно-выставочного центра «Путевой дворец».

Мы с этим центром заключили договор – не только о реставрации, но и о выставке: через три-четыре года эту коллекцию наши специалисты приведут в порядок, реставрация будет закончена – и тогда всё это будет показано в нашем выставочном зале.

Л. С.: С другими отделами Института реставрации сотрудничаете?

Н. З.: У нас сложились дружеские отношения с отделом реставрации станковой масляной живописи на Гастелло, который сейчас возглавляет Мария Степановна Чуракова. У неё много молодых реставраторов – и у нас. И сейчас идёт сближение на таком «молодом» уровне – обмен опытом, поездки, конференции. Часть картин, которые оформляются по нашим договорам, мы отдаём в отдел масляной живописи, и Мария Степановна иногда к нам перекидывает что-то по своим договорам. И это основательное сотрудничество, не просто отреставрировали и подготовили выставку – занимаемся серьёзной научно-исследовательской работой. Изучаем коллекцию Солнечногорского музея, сохранность живописи 50-х – 70-х годов ХХ века, технологию, которую использовали художники того времени, – и подкидываем отделу масляной живописи работу, работаем с ними вместе.

В. К.: К примеру, мы расчищаем картину и видим какие-то характерные повреждения, кракелюры необыкновенные – и отдаём в отдел Чураковой.

Н. З.: Мария Степановна составляет каталог, забивает базу данных для словаря-энциклопедии. Её отдел изучает характер разрушений произведений разных эпох, от холста до лака, они подготовили внушительный отчёт по этой теме.

В. К.: Но при всех дружеских контактах, при всём сотрудничестве мы понимаем, что задачи у наших отделов разные, и стараемся не дублировать друг друга. Они занимаются наукой, грунты изучают – а у нас прикладное назначение, мы привязаны к выставкам. Чисто искусствоведческие исследования проводим – историческая часть, атрибуция предметов, их происхождение. Только то, что может пойти сопроводительным материалом к экспозиции, – вводная часть к выставке, сжатая информация о картинах. У нас посетители ходят с блокнотиками, с удовольствием всё это переписывают.

Планировка в доме Палибина осталась неизменной, сохранена живопись стен и потолков.

Л. С.: Выставок стало меньше? Всё-таки время изменилось. Люди по-прежнему интересуются живописью, реставрацией – или посетителей можно по пальцам сосчитать?

Н. З.: Выставочный зал не пустует. Почти каждый месяц у нас новая экспозиция – и люди приходят, смотрят. Их интересуют и выставки, и сам дом – его архитектура и планировка остались неизменными, в парадных комнатах сохранена живопись стен и потолков…

Л. С.: Нина Васильевна, Вы говорили, что многие посетители часто называют дом Палибина музеем. Почему?

Н. З.: В 2010 году, к годовщине смерти Саввы Васильевича мы открывали выставку его памяти.

Собрали и выставили здесь, на Бурденко, коллекцию, можно сказать, раритетную, уникальную – афиши, плакаты всех этих всесоюзных, всероссийских, зарубежных выставок.

Это очень ценный музейный, архивный материал, который вряд ли где-нибудь ещё собран, – потому что Савва Васильевич всё, по нескольку экземпляров с каждой выставки, оставлял у себя в мастерской и в отделе.

Когда мы всё это увидели, мы подумали: «Ну, это уже, можно сказать, музей!» И очень символично, что в день нашего юбилея нам подарили книжку с евангельскими иллюстрациями современного художника, которая была подписана: «В музей реставраторов – навечно».

Савва Ямщиков и его работы.

Наверное, это не случайно – у нас и мемориальный кабинет Саввы Ямщикова есть, где хранится всё так, как было при его жизни, ведётся описание предметов.

Фотографии, рукописи, книги, произведения искусств, которые ему дарили художники...

В. К.: Сделаем теперь общую вводную часть, постоянную: история дома, его восстановления, история выставочной деятельности отдела. И о Савве Ямщикове отдельный текст.

Мемориальную доску повесим. Николай Предеин создал в своё время скульптурный портрет Саввы – и теперь попросим его сделать барельеф.

Пустота образовалась.

По делу-то – ничего, отдел работает. И не надо даже, чтобы Савва Россию спасал, просто он был такой человек: он рядом – и спокойно на душе… 

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения