beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort
kurtkoy escort
istanbul escort Академия «Файла-РФ». Наука высоких широт
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
подробности
Общество

Академия «Файла-РФ». Наука высоких широт


23 сентября 09:00
 
Александр Данилов
заместитель директора Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Росгидромета.

В Карском море завершилась комплексная экспедиция под эгидой компании «Роснефть», предваряющая освоение богатейших залежей углеводородов на шельфе. Исследования уходящего сезона уникальны.
Академия «Файла-РФ». Наука высоких широт - Флагман российского полярного флота «Академик Фёдоров».
Флагман российского полярного флота «Академик Фёдоров».
Александр Данилов.

Для исследователей Арктики лето и начало осени – горячая пора. Институт организует и обеспечивает около двух десятков морских и наземных экспедиций от Шпицбергена до Чукотки.

Первое по важности направление – работы по заказам российских компаний, занимающихся освоением Крайнего Севера. В этом году мы провели три экспедиции в интересах ОАО «Роснефть».

Карское море является продолжением Западно-Сибирской провинции, обеспечивающей 60% нашей добычи «чёрного золота». Оценочные извлекаемые ресурсы нефти по трём участкам вблизи архипелага Новая Земля – порядка 6,2 миллиарда тонн, а углеводородов – до 20,9 миллиарда тонн нефтяного эквивалента. Глубина моря в этом районе достигает 350 метров, температура воздуха зимой опускается до минус 46 градусов. Почти 300 дней в году сохраняется сложная обстановка: дрейфующие льды, включая «поля» полутораметровой толщины, и особенно айсберги. Однако современные технологии позволяют организовать разработку месторождений даже в таких трудных условиях.

Стоит отметить ответственное, государственное отношение «Роснефти» к этому суперпроекту. Прежде чем приступить к добыче природных богатств, а первое поисковое бурение на шельфе намечено на будущий год, компания не пожалела средств на серьёзнейшую научную проработку, чтобы досконально изучить, просчитать и смоделировать все возможные ситуации и ни в коем случае не навредить уникальной природе Заполярья. В исследованиях задействованы десятки организаций и все имеющиеся инструменты – морские и воздушные суда, подводные и надводные автономные станции, беспилотные летательные аппараты, спутниковые системы наблюдения, сейсмические, в том числе 3D, и другие технологии, самое современное оборудование.

В начале мая, когда зимний лёд достигает максимальной толщины, экспедиционным судном для учёных и специалистов стал атомоход «Ямал». Основное внимание было уделено айсбергам, угрозу которых для будущих плавучих нефтедобывающих комплексов необходимо свести к нулю, что, как оказалось, вполне решаемо.

Летом с борта ледокола «Капитан Драницын» мы постарались протестировать основные звенья системы управления ледовой обстановкой – от прогноза и обнаружения опасных образований до их отвода. Была проведена репетиция комплексных действий по минимизации «сюрпризов» при разработке месторождений.

На днях завершилась месячная экспедиция флагмана нашего полярного флота «Академика Фёдорова», по результатам которой будут сведены все имеющиеся данные по обстановке в Карском море. Проведены масштабные исследования гидро- и метеоусловий, комплексный анализ ледовой ситуации, определены параметры дрейфа айсбергов и их морфометрические характеристики… В частности, изучалось такое опасное явление, как «новоземельская бора» – ветер, дующий с гористого побережья архипелага и достигающий скорости более 50 метров в секунду.

На восточном побережье Новой земли, где регулярные метеорологические наблюдения не велись с 90-х годов, установлены три автономные метеорологические станции. Они уже передают данные о погодных условиях в западной части Арктики.

То есть, проводя исследования для обеспечения предстоящей добычи, «Роснефть» дополняет информацией наблюдения, необходимые для формирования прогнозов погоды. Точно так же уникальные технологии и оборудование, что будут использоваться на шельфе, дадут мощный импульс к развитию целых отраслей отечественной науки и промышленности, обеспечив высококвалифицированной работой не только Крайний Север, но и многие другие регионы.

Комплексное изучение гидрометеорологии и ледовой обстановки ведутся институтом в районе полуострова Ямал в Обской губе. Значительная часть исследований выполняется по заказу Ямало-Ненецкого автономного округа. Большая редкость, чтобы региональные власти организовывали и финансировали экспедиции, подобные той, что сейчас проводит судно «Профессор Молчанов». Но Ямал превращается в промышленный край, поэтому крайне важно всё спрогнозировать и рассчитать, чтобы интенсивное вторжение в уникальную природу не нанесло ей урона. В ближайших планах округа – создание Арктического центра ЯНАО, обсерватории на острове Белый.

«Ямал СПГ», предприятие компании «Новатэк», занимается проектированием и строительством порта и завода по сжижению газа в посёлке Сабетта. В частности, просчитываются дноуглубительные работы в Обской губе, по которой будут ходить газовозы. Если этот проект осуществится, нашему ледокольному флоту загрузка обеспечена на десятилетия – и от порта Сабетта, и по Енисею, где уже давно налажен круглогодичный вывоз продукции компании «Норильский никель».

В этом плане весьма своевременно решение о выделении средств на постройку двух, а в перспективе – трёх атомных ледоколов ЛК-60. Головной атомоход уже формируется на Балтийском заводе. Эти богатыри, самые мощные в мире, будут двухосадочной конструкции – чтобы проводить караваны и по мелководью Оби и Енисея, и в океане, по Севморпути.

Российская заполярная магистраль при переходе из Европы в порты Японии, Кореи, Китая на треть короче традиционного маршрута по южным морям через Суэцкий канал и занимает вдвое меньше времени. Трафик Севморпути растёт с каждым годом – в нынешнем сезоне предполагается перевезти не менее 1,2 миллиона тонн транзитных грузов. Поставлена задача сделать навигацию круглогодичной – об этом руководитель Росгидромета доложил президенту России.

На трассу выходят теплоходы крупного водоизмещения, которым комфортнее следовать не вдоль побережья, как сейчас, а в более высоких арктических широтах. Для этого требуются не только ледоколы, прокладывающие во льдах широкий судоходный канал для океанских лайнеров, но и мобильная служба спасения, обустроенные порты, современный комплекс гидрометеонаблюдений.

НИИ Арктики и Антарктики готов круглый год обеспечивать необходимой информацией моряков и лётчиков для бесперебойной работы заполярного транспортного конвейера. Сеть наших пунктов наблюдения вдоль всей магистрали, в том числе, недавно установленных, это позволяет.

Пока в российской арктической зоне не появятся более мощные льды, пригодные для размещения дрейфующих станций, мы закрыли «Северный полюс-40» и обустроили стационарную базу научных наблюдений на острове Большевик архипелага Северная Земля. Именно этот район считается одним из самых сложных с точки зрения ледовой обстановки. Хотя площадь льдов в Артике заметно уменьшилась, из-за ветровой циркуляции и течений они постоянно «сползают» из высоких широт, замыкая пролив Вилькицкого. Это, кстати, – дополнительный аргумент в пользу обновления нашего ледокольного парка.

В содружестве с Атомфлотом мы используем любую возможность для пополнения банка научной информации. На ледоколах, что совершают регулярные туристические рейсы к Северному полюсу, забронирована каюта для наших специалистов, которые ведут мониторинг окружающей среды. Собранные данные исключительно важны и для добычи полезных ископаемых на шельфе, и для оживления Севморпути.

Продолжается изучение климатических изменений в Арктике, в том числе, её связей с Северной Атлантикой, откуда приходят циклоны, несущие тепло, и поступает вода, подогревающая морские льды и атмосферу снизу. На корабле науки «Академик Фёдоров» стартовала экспедиция по определению этого влияния. Работы ведутся совместно с американскими учёными по программе сотрудничества Росгидромета с Национальной администрацией по вопросам океана и атмосферы США. Климатическую направленность имеют и наши исследования с немецкими коллегами по проекту «Система моря Лаптевых». Сейчас там трудятся сразу три экспедиции института. Одна – на научно-исследовательском судне «Профессор Буйницкий», вторая – на борту лаборатории «Дальние Зеленцы» и третья – на суше, в дельте Лены. Цель этих уже многолетних исследований – восстановление климатических изменений в регионе за последние 10 тысяч лет, в голоцене. Известные спекуляции – дескать, Россия с её оттаивающей мерзлотой и шельфами, полными углеводородов, является огромным источником парниковых газов, а значит, виновата в современном потеплении, – могу прокомментировать коротко: исследования показывают, что это не так. Наш вклад в «метановую бомбу» совсем невелик.

Научные исследования в Карском море.

Тонкие комплексные исследования атмосферы, в том числе, её газовый состав, проводятся на нашей обсерватории в Тикси. Здесь же начала работать гордость сегодняшней Арктики – научная станция РАН, открытая в прошлом году на острове Самойловский. После посещения Владимиром Путиным этого компактного исследовательского центра, его оснастили самым современным оборудованием для изучения динамики мерзлоты прибрежно-шельфовой зоны морей Восточной Сибири, включая климатические изменения за последние тысячелетия.

В череде природоохранных мероприятий стоит отметить вывоз мусора с российских арктических военных баз, в том числе, с Земли Франца Иосифа, что при поддержке президента уже второй год проводит Русское географическое общество.

Медленнее, чем хотелось бы, развивается проект создания российского научного центра на Шпицбергене. К концу нынешнего года заработает лишь центр космической информации. Норвежские коллеги, к сожалению, показывают себя не слишком радушными соседями. Но, несмотря на это, институт более десяти лет проводит экспедиции на архипелаге. В настоящее время там находятся наши гляциологи, гидрологи, океанологи, метеорологи, которые исследуют изменения, происходящие в приатлантической области Арктики.

 

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения
запчасти соболь подробные сведения