beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort Политолог Леонид Поляков: «Бездумно простые схемы опасны»
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Политика

Политолог Леонид Поляков: «Бездумно простые схемы опасны»


24 апреля 16:55
 
Госдума приняла во втором чтении законопроект о выборах губернаторов. «Либеральный» Комитет гражданских инициатив заявил, что у него тревогу вызывает «запретительный фильтр» для кандидатов.
Политолог Леонид Поляков: «Бездумно простые схемы опасны»   -
Фото PhotoXPress.

Комментирует известный политолог, завкафедрой общей политологии ВШЭ Леонид ПОЛЯКОВ.

– Новый законопроект о прямых выборах губернаторов – это всё-таки не простое возвращение к имевшемуся ранее опыту 90-х, когда выбирали напрямую, без всяких ограничений и когда в результате такой практики мы получали иногда довольно любопытных персонажей.

И в целом такие выборы продемонстрировали то, что может получиться в итоге – как, скажем, на Северном Кавказе. Бесланский прецедент дал понять всем основательно, что в федеративном государстве, столь противоречивом и разнообразном, как Россия, применять бездумно простые демократические системы и схемы, в общем-то, опасно.

Поэтому новый законопроект предусматривает процедуру, которая, очевидно, должна привести к тому, что в качестве глав субъектов регионов будут появляться люди всё-таки достаточно профессиональные, ответственные, и в первую очередь – государственники. Процедура эта состоит в том, что прежде чем кто-то захочет выдвинуться кандидатом, он должен будет собрать в свою поддержку 5–10% голосов среди муниципальных депутатов и мэров.

На что направлена эта процедура? Думаю, на то, чтобы действительно обеспечить потенциальному губернатору, пока ещё кандидату, хотя бы минимальную поддержку в кругах региональной элиты.

Очень важно, чтобы в будущем взаимодействие человека, претендующего на руководство регионом, с местной элитой было конструктивным, а не деструктивным. Чтобы там не было «войны кланов», «войны элит».

Предварительное согласование направлено на то, чтобы будущий глава региона был укоренён, что называется, «в местный контекст», хорошо знал его проблемы, а главное – хорошо знал тех, с кем ему предстоит работать.

И тогда мы получаем гарантию того, что губернатор будет и договороспособен на местном уровне, и работоспособен в большом государственном смысле.

Ещё предполагается система консультаций с президентом (я бы не стал применять употребляемый термин «президентский фильтр»).

Всё это в целом создаёт двухстороннюю процедуру. С одной стороны, снизу, с уровня муниципалитетов, кандидат должен будет заручиться поддержкой. А с другой стороны, в федеративном государстве очень важно, чтобы будущий губернатор работал во взаимопонимании и в связке с главой государства.

Президент контролирует у нас и исполнительную власть. И единая система исполнительной власти «президент – губернаторы» тоже должна работать максимально эффективно.

Что касается возражений оппозиции по законопроекту – думаю, они направлены на то, чтобы создать вокруг любой инициативы власти некий ажиотаж, скандал, ощущение, что власть только и делает, что стремится ко всяческому зажиму, что она по-прежнему остаётся авторитарной.

Такая риторика, в конце концов, обществу должна надоесть. Или, по крайней мере, как часто бывает, сработает принцип «собаки лают – а караван идёт».

Говорят, в большинстве субъектов через «муниципальный фильтр» пройдёт лишь кандидат от «партии власти».

Да, сегодня на всех уровнях доминантная партия имеет большое преимущество в представительных органах. Но эта ситуация не вечная, и надо об этом хорошо помнить.

Шансы на то, чтобы расширять своё представительство в местном самоуправлении, есть у многих партий. В чём проблема была – система многопартийная, но до муниципального уровня она практически слабо доставала. И все оппозиционные партии, прежде всего, нацеливались на выборы федеральные. Причина их политических неудач именно в этом. Они сразу стремились на самый верх, не имея развитой партийной инфраструктуры. Может, за небольшим исключением у КПРФ.

Полагаю, это возражение оппозиции конъюнктурное.

Сегодня у «Единой России» доминирующее положение на муниципальном уровне. Но надо учитывать, что местные элиты, хотя и партийные, однако они всё-таки «вменяемые». И весьма вероятно, что претендент от другой партии вполне может рассчитывать на поддержку и «Единой России».

Не надо «муниципальный фильтр» представлять только как заградительный барьер.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения