Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Экономика

Не частный интерес


24 апреля 18:41
 
Павел Вершинин
Хищническое отношение к делу затруднит «прописку» на арктическом шельфе России частным нефтяным компаниям.
Не частный интерес   -
Фото с сайта rosneft.ru.

Одной из интриг, связанных с прогремевшей «сделкой века» между «Роснефтью» и ExxonMobil по совместному освоению российского арктического дна, оказался вопрос о допуске на северный шельф частных нефтяных компаний.

До последнего времени «шельфовая» тема мало интересовала частных отечественных нефтедобытчиков. Покрытые льдами северные моря – малодоступные, неисследованные, требующие многомиллиардных инвестиций – отпугивали частный бизнес, привыкший извлекать быстрые и гарантированные сверхприбыли из доставшихся по дешёвке месторождений Западной Сибири. Кроме того, до сих пор существовал прямой законодательный запрет на допуск частной нефтянки к работам на шельфе.

Однако договор между двумя крупнейшими нефтяными компаниями России и Соединённых Штатов, подписанный недавно в Москве и Нью-Йорке, неожиданно продемонстрировал частникам незавидную перспективу остаться вне процесса освоения «кладовой мира».

Цена вопроса оказалась слишком высока, чтобы крупные частные игроки продолжали сидеть сложа руки. По общепризнанным данным, российский сегмент арктического шельфа таит в себе гигантские объёмы углеводородов – порядка 100 млрд тонн в нефтяном эквиваленте. Это около четверти всех мировых запасов нефти и газа. Даже если добыча на шельфе вырастет, как планируется, до 80 млн тонн нефти и 190 млрд куб м газа в год, потребуется четыреста лет, чтобы освоить это богатство!

Угроза быть отрезанными от столь лакомого куска «нефтяного пирога» заставила руководителей четырёх российских частных нефтяных компаний – «Лукойла», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и ТНК-BP – обратиться напрямую к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой пересмотреть действующее законодательство и разрешить этим фирмам прийти на шельф.

Правда, у аналитиков сразу возникли вопросы к составителям письма. Почему, спрашивали они, текст петиции появился сначала в СМИ, а не на столе главы правительства? И на каком основании четыре частника названы в письме «чисто российскими компаниями», если известно, что, по крайней мере один из них, ТНК-BP, является почти стопроцентной «дочкой» офшорного холдинга, зарегистрированного на Кипре?

Тем не менее, жалоба четырёх «нефтяных сестёр» была услышана. Во время подписания договора между «Роснефтью» и ExxonMobil президент российского гиганта Эдуард Худайнатов предложил отечественным нефтяным компаниям совместно разрабатывать шельф на тех же условиях, на которые согласились американцы. Речь идёт о вхождении с 33,4% участия в разработку двенадцати участков морского дна, геологоразведку которых потенциальные партнёры «Роснефти» должны будут провести на свои средства. Аналогичные предложения были высланы и мировым нефтедобытчикам.

Такое предложение выглядит вполне обоснованным. Во-первых, более выгодные условия для наших частников могут, по заявлению вице-премьера Игоря Сечина, «ухудшить позиции ExxonMobil в партнерстве с "Роснефтью ". Кроме того, настаивает зампред правительства, это ведь «конкурентная среда»! Кто, как не частный бизнес, должен приветствовать развитие конкуренции в своей отрасли? На фоне будущих грандиозных прибылей компании должны уметь рисковать – не всё же им сидеть на шее государства и вести геологоразведку за чужой счёт.

По заявлению пресс-секретаря российского премьера, «возможность компаний участвовать в разработке шельфа обеспечена». Зарубежные игроки – например, итальянская ENI и норвежская Statoil – уже выразили желание более подробно обсудить с «Роснефтью» условия сотрудничества.

А вот частные российские компании, которые ещё несколько дней назад рвались осваивать шельф, неожиданно растеряли свой пыл и теперь игнорируют справедливые условия «Роснефти», на которые их зарубежные коллеги готовы идти с радостью. Почему? Не потому ли, что поставленные перед необходимостью разделить риски по освоению труднодоступных участков частники осознали свою неспособность динамично работать на арктическом шельфе?

При освоении Арктики от частных компаний потребуются не только многомиллиардные инвестиции, но и технологическая компетенция в таком экологически чувствительном регионе, заявляют в «Роснефти». Увы, как с экологией, так и с технологиями у частников дела обстоят не лучшим образом.

Сегодня на слуху большой скандал, в который вляпалась всё та же ТНК-BP из-за своего варварского освоения Самотлора – нефтеносного района в Ханты-Мансийском АО. По заявлению министра природных ресурсов и экологии Юрия Трутнева, у ТНК-BP больше всего загрязнённых земель в этом регионе – 2200 участков. По данным Минприроды, в 2011 году на нефтепромыслах ТНК-ВР случилось 784 аварии, в то время как у конкурентов происходило по 20–28 аварий в год.

Причину бросающейся в глаза разницы раскрыл министр энергетики Сергей Шматко. Дело в том, что финансовая политика ТНК-BP «разительно» отличается от других компаний: практически вся прибыль уходит на дивиденды. Так, по итогам 2011 года ТНК-BP выплатит своим акционерам – главные из них, вроде Михаила Фридмана (состояние $13,4 млрд) и Виктора Вексельберга (состояние $12,4 млрд), давно прописались в списках Forbes – около 8 млрд долларов. В то же время на восстановление экологии Самотлора компания направила за последние три года лишь 285 млн долларов. Как видим, денег на устранение аварий у ТНК-BP более чем достаточно – но уходят они вовсе не на модернизацию производства.

Очевидно, что при подобном хищническом подходе последствия экологического бедствия в Арктике могут быть на порядок страшнее, чем в Западной Сибири. Достаточно вспомнить аварию в Мексиканском заливе, случившуюся на платформе «материнской» компании ТНК-BP. Её итоги Америка не может разгрести уже два года. В ситуации, когда миллиардеров-акционеров интересуют лишь дивиденды, было бы преступным отдавать им на откуп сложнейшие участки российского шельфа!

Эксперты полагают, что стремление частных нефтяных компаний «забить колышки» в арктическое дно диктуется всего лишь их желанием попасть под «зонтик» налоговых льгот или в будущем «торговать своим правом участия», как выразился Владимир Путин. В некоторых случаях речь может идти и вовсе о перепродаже шельфовых участков зарубежным покупателям – причём на куда менее выгодных для России условиях, нежели прописанные в договоре «Роснефти» с ExxonMobil. Разумеется, подобные перспективы не могут устроить наше государство.

Как видим, желание российского правительства обеспечить грамотное освоение арктического шельфа – с выгодой для экономики страны, через проверенные высокотехнологичные компании и с соблюдением всех экологических норм – абсолютно оправданно. Лишь такой подход способен принести в нашу Арктику «от 200 до 300 млрд долларов инвестиций в течение нескольких десятилетий», о которых заявил на сделке «Роснефти» и ExxonMobil Игорь Сечин, и в конечном итоге обеспечить экономическое лидерство Российской Федерации в XXI веке.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения