seo best epoksi epoksi düğün organizasyon firmaları nice türkiye bft türkiye temizlik şirketleri temizlik şirketi özyapı dekorasyon

beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort

çeviri inönü üniversitesi taban puanları 2019 malatya oto kiralama malatya web tasarım parça eşya taşıma şehirlerarası parça eşya taşıma parça eşya taşıma fiyatları büyü aşk büyüsü ayırma büyüsü büyü aşk büyüsü bağlama büyüsü paykasa paykasa fiyatları paykasa bozdurma metal galvanizli sac paslanmaz sac shell download wso shell webadmin shell şehirler arası nakliyat şehirler arası evden eve nakliyat

escort erzurum escort erzurum diyarbakir escort escort diyarbakir escort diyarbakir tunceli escort porno izle porno izle porno izle porno izle porno izle

Системные риски «оптимизации»
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Политика

Системные риски «оптимизации»


22 августа 17:00
 
Андрей Ефремов
Государственные вузы будут реорганизованы с учётом их работы за последние годы.
Системные риски «оптимизации» - Фото ИТАР-ТАСС.
Фото ИТАР-ТАСС.

Об этом министр образования Дмитрий Ливанов заявил в Хабаровске, во время проходящей там региональной конференции работников образования. Реорганизация предусматривает упорядочение деятельности высших учебных заведений и возможное сокращение их там, где это будет признано целесообразным.

«Мы в течение нескольких месяцев проведём мониторинг всех государственных вузов и их филиалов по всей России вне зависимости от ведомственной принадлежности, у нас будет объективная информация. Дальше в каждом из регионов проведём консультации на основе этой информации, на основе отраслевой ориентации вузов и региональных аспектов и потребностей будем принимать решения. Эти решения будут приняты только вместе и по согласованию с региональными властями и с учётом объективных результатов работы вузов за последние годы», – сказал Ливанов.

Главная беда постсоветского реформирования российской вузовской системы в том, что оно вот уже много-много лет всё никак не закончится. Всякое было за эти годы: преобразование провинциальных институтов (и даже филиалов этих институтов) в вузы с гордыми названиями «академия» и «университет», частичная ликвидация «избыточных» университетов, академий, а вместе с ними – и профильных институтов с последующим укрупнением региональных образовательных центров, новшества, связанные с дифференциацией образовательных стандартов и выпускных дипломов (переход на магистратуры и бакалавриаты), введение ЕГЭ (часто упоминаемого с прилагательным «пресловутый»), частичная коммерциализация с постепенным снижением количества бюджетных мест для абитуриентов и студентов, попытки привить ростки инновационной деятельности вплоть до НИОКР и многое, многое другое.

Стала ли в результате наша система вузовского образования более совершенной и эффективной? Вряд ли. Во всяком случае, медики со стажем наверняка скажут, что теперешние выпускники медицинских вузов профессионально гораздо менее пригодны в начальный период их самостоятельной практики, нежели это было в советские годы. «Лечить некому» – давно уже стандартная, всем знакомая фраза.

Примерно на то же самое посетуют старые учителя. Именно эти категории специалистов, наверное, следует оценивать в первую очередь, поскольку медицина и среднее образование, даже несмотря на «IT-эпоху», остаются наиболее консервативными в плане определения критериев. «Экономистов и юристов» тут во внимание явно брать не стоит, а с инженерией, территориально привязанной к уцелевшим от «реформаторского» погрома 1990-х индустриальным предприятиям, этот вопрос уместно рассматривать «на местах». И в этом плане заявление Дмитрия Ливанова о том, что решения по реорганизации вузов будут приниматься «вместе и по согласованию с региональными властями», несколько обнадёживает. Другое дело – насколько эти региональные власти окажутся адекватны решению таких проблем, не проявят ли излишнего усердия в деле «оптимизации и сокращения»… Внушает «очень сдержанный оптимизм» и недавнее обещание министра относительно того, что при всех «оптимизациях-сокращениях» нисколько не пострадают профессорско-преподавательские кадры. Хотя подобные обещания, надо заметить, давались многократно и предшественниками Ливанова, однако выполнялись они, мягко говоря, отнюдь не буквально.

Кстати о критериях. В качестве таковых при оценке «объективных результатов работы вузов за последние годы» будут приниматься, в первую очередь, такие показатели, как их коммерческая успешность, наличие учащихся иностранцев, успехи студентов и выпускников, оцениваемые чаще всего по итогам опять же «пресловутого» ЕГЭ (а как ещё, не нобелевских же премий в области науки), доля финансирования внутри вузов научно-исследовательских программ. Нетрудно заметить, что в явном проигрыше здесь окажутся организации высшего образования «на местах», и прежде всего в регионах, которые до сих пор остаются в той или иной мере депрессивными. Значит ли это, что в некоторых российских областях, удалённых от Москвы и других мегаполисов, вузовская система, и без того не самая благополучная, продолжит неумолимо сокращаться как шагреневая кожа? В СМИ и интернете на сей счёт выступают немало людей, отвечающих на этот вопрос утвердительно. Может, конечно, они отчасти сгущают краски, раньше времени «паникуют», демонстрируют обычный для постсоветской интеллигенции пессимизм.  И всё же, если учесть далеко не самый позитивный опыт реформирования нашего образования в последние десятилетия, худшие опасения чаще всего со временем подтверждаются.

Главный системный изъян всех наших образовательных реформаций в новейшие времена – количественное увеличение с годами «бесперспективных» районов, которые по аналогии с «бесперспективными» деревнями, лишёнными своих начальных и средних школ, оказываются обречёнными на дальнейшую деградацию и перманентное социальное прозябание. Кто-то, возможно, скажет: «А вон, в Америке не только малые и средние города, но и целые мегаполисы время от времени признаются «бесперспективными», теряют свои «градообразующие» производства, НИИ, вузы и т.д. И ничего, живут – не тужат».

Америка с её глобальным финансовым доминированием и вдобавок ко всему с чрезвычайно интенсивными внутренними миграциями людей такое может себе позволить. Россия – думается, нет.

И образовательная гиперцентрализация, концентрация вузов в столицах и мегаполисах – процесс для Российской Федерации, судя по всему, тупиковый.  Особенно – если учесть нашу самую большую в мире территорию и пока ещё далеко не самые оптимальные среднестатистические финансовые возможности. 

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения