seo best epoksi epoksi düğün organizasyon firmaları nice türkiye bft türkiye temizlik şirketleri temizlik şirketi özyapı dekorasyon

beylikduzu escort atakoy escort mersin escort gaziantep escort bahis siteleri istanbul escort

gaziantep escort

kurtkoy escort
istanbul escort

çeviri inönü üniversitesi taban puanları 2019 malatya oto kiralama malatya web tasarım parça eşya taşıma şehirlerarası parça eşya taşıma parça eşya taşıma fiyatları büyü aşk büyüsü ayırma büyüsü büyü aşk büyüsü bağlama büyüsü paykasa paykasa fiyatları paykasa bozdurma metal galvanizli sac paslanmaz sac shell download wso shell webadmin shell şehirler arası nakliyat şehirler arası evden eve nakliyat

escort erzurum escort erzurum diyarbakir escort escort diyarbakir escort diyarbakir tunceli escort porno izle porno izle porno izle porno izle porno izle

Монополия на еду
 
Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Экономика

Монополия на еду


20 марта 15:55
 
Алексей Балиев
Продукты на прилавках наших магазинов могут быть на 25–30% дешевле. Но цены искусственно завышаются ведущими торговыми сетями, ограничивающими российским производителям доступ к рознице.
Монополия на еду - Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».
Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».

На международных выставках-ярмарках, состоявшихся в феврале–марте в Москве («Продэкспо», «Агроферма», «Мясная и Молочная индустрия-2013»), их участники, особенно из российских регионов и большинства стран СНГ, задавались главным для них, да и для наших потребителей, вопросом: как проникнуть в торговые сети больших городов? Как дать людям знать, что в магазинах может и должен быть не только «традиционный импорт», слегка разбавленный товарами крупнейших отечественных производителей продовольствия?

Проблема доступного прилавка в крупном городе для региональных мясокомбинатов и консервных заводов, маслобоен и сыроделен актуальна со времени распада СССР. Потому что созданная в конце 1980-х – начале 1990-х система товаропродвижения почти по всему экс-СССР (кроме Азербайджана, Белоруссии, Туркмении, Узбекистана) была основана на импорте продуктов из дальнего зарубежья, причём в большинстве своём залежалых. Позже в неё включились сверхкрупные российские холдинги-переработчики. Они работали и работают преимущественно на заграничном сырье.

По оценкам, прозвучавшим на упомянутых выставках, на крупных перерабатывающих комбинатах доля импорта в производстве мясной и масло-сырной продукции превышает 60%. Правда, в середине 90-х она доходила и до 80%. Но даже тогда могла быть меньше 20%. Ибо российские производители предлагали и предлагают переработчикам высококачественное сырьё – мясное, молочное, плодоовощное. Оно и дешевле зарубежных аналогов. Но…

«Проникнуть» на крупные перерабатывающие мощности и в торговые сети большинства мегаполисов, что называется, себе дороже. У ведущих ритейлеров давно отлажены контракты-контакты и с основными экспортёрами из дальнего зарубежья, и с переработчиками привозного сырья, и с примкнувшими к этому бизнесу посредниками.

По оценкам экспертов, Москва и Петербург получают продовольственных товаров из российских регионов на 30–40% меньше реального предложения. По Нижнему Новгороду, Пскову, Смоленску, Туле эти поставки на 25–35% ниже, чем могли бы быть. Схожая ситуация с сельхозпродукцией из СНГ: страны Содружества могли бы снабжать потребителей в российских мегаполисах во вдвое большем объёме.

Проблема здесь и в том, что «засилье» продукции из дальнего зарубежья и ограниченный ассортимент товаров отечественных производителей, причём считанных, позволяет «сетевикам» держать цены на высоком уровне. Если и допускается на прилавки российский товар, то в основном дорогостоящий. Такой, что по ценам под стать импорту.

Между тем, если бы объём продовольствия из российских регионов и стран СНГ в торгсетях крупных городов был хотя бы на треть больше, средняя покупка подешевела бы на 25–30%! Потребительская инфляция, таким образом, приближалась бы к нулю, что благотворно для всех секторов экономики.

Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Санкт-Петербурга Алексей Третьяков уверен, что «лобби транснациональных торговых сетей никуда не делось, оно пока сильно и на федеральном уровне. Эта монополия «душит» и потребителей, и производителей, и поставщиков, отменяя конкуренцию товаров и цен, лишая потребителей возможности выбора».

Схожее мнение у Парваза Хусамова, эксперта сельскохозяйственной ассоциации из Узбекистана: «Мы направляем в крупные города России баранину, фрукты, чай, пряности по низким ценам, а в сетях эти продукты становятся чуть ли не втрое дороже. Крупные ритейлеры в РФ всячески поддерживают высокие цены, в том числе – с помощью своих накруток. Большинство производителей влиять на это не могут». По мнению Хусамова, выход видится в продвижении продукции на городские рынки и в создании национальных или региональных торговых домов в российских мегаполисах.

Кстати, в Москве такие структуры, постоянно действующие, уже созданы Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Киргизией. Отраслевые торговые дома есть у Молдавии (кондитерский) и Туркмении (текстильный). Но пока даже в столице нет аналогичных, т.е. постоянно работающих, сбытовых структур из субъектов Федерации. Если, конечно, не считать периодических выставок-ярмарок региональной сельхозпродукции.

Эти проблемы сдерживают рост отраслей, отмечает министр Евразийской экономической комиссии по торговле и финансам Тимур Сулейменов: «Торговля между РФ, Белоруссией и Казахстаном в 2011 году прибавила 34% в сравнении с 2010-м, но в 2012-м оборот серьёзно замедлился, прирост составил лишь 8,7 процента. Уровень согласованности хозяйственной политики на едином экономическом пространстве пока не гарантирует высоких темпов развития торговли и инвестиционного обмена между нашими странами. И проблем с равноправным доступом товаров и услуг внутри ЕЭП не стало меньше. Простой пример: национальные ведомства и предприятия не могут договориться об одинаковой трактовке понятия «демпинг». В итоге объёмы товарообмена внутри блока почти наполовину меньше, чем потенциально возможные».

Итак, на продовольственном рынке России сосуществуют, а по сути – противоречат друг другу, две противоположных тенденции. С одной стороны, стабильно растёт производство, способное почти полностью обеспечить страну разнообразным сельхозсырьём и готовой продукцией. На решение этой задачи, как отмечает президент Владимир Путин, сориентирована долговременная государственная политика в сфере отечественного АПК.

Но есть и другая сторона – всевозможные препоны, создаваемые в основном крупными торговыми сетями, для реализации высококачественной и одновременно бюджетной продукции, как из российских регионов, так и из СНГ.

В большинстве других стран бывшего СССР (например, в Белоруссии, Грузии, Туркмении – т.е. независимо от «рыночности» экономики) доля крупных торговых сетей в объёме сбыта продовольствия не может превышать трети. А на прилавке должно быть, самое меньшее, 60 процентов отечественного продовольствия. К тому же, государства контролируют или, как минимум, стимулируют прямые поставки в торговую сеть, исключая «посредников». И регулируют как закупочную политику торгсетей и крупных переработчиков, так и розничные цены. Пора и нам перенять этот опыт.

Версия для печати
Комментарии (1)
marfushechca 00:28 23 Марта 2013
Я по образованию "технарь". Что такое "свободный рынок" - понятия не имею. Но вот если я в делах домашних буду полагаться на "само утрясется, рассосется", то... Не дай-то Бог!!!
комментарии
подробности
отражения