Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Экономика

Будущее на стапеле


04 июля 13:05
 
Алексей Захарцев
собственный корреспондент (г. Санкт-Петербург)
Российский военно-морской флот восстанавливает былую мощь. Это главный вывод, который можно сделать по итогам V Военно-морского салона.
Будущее на стапеле - ИТАР-ТАСС
ИТАР-ТАСС

На международных ярмарках на всеобщее обозрение выставляется только то, что Россия предлагает зарубежным покупателям. Самое передовое и убойное ставится, понятно, на собственную технику и хранится за семью печатями. Хотя контуры обозначаются.

С началом военно-морского форума совпал удачный запуск «Булавы», да ещё с борта нового подводного атомного ракетного крейсера стратегического назначения «Юрий Долгорукий». Счет 8:7 в пользу суперракеты (восемь успешных пусков) даёт основание ставить вопрос о серийном производстве. Правда, после серии дополнительных испытаний – до конца года их запланировано четыре – и соответствующего решения госкомиссии. Главком ВМФ Владимир Высоцкий отметил, что в этом году должен быть спущен на воду второй носитель для «Булавы» – атомный подводный ракетный крейсер «Александр Невский». В эллинге «Севмашпредприятия» возводится и третий корабль проекта «Борей» – «Владимир Мономах». К 2015 году подобных крейсеров, составляющих основу Морских стратегических ядерных сил России, должно быть восемь.

Громкой новостью Военно-морского салона стало заявление директора Объединённой судостроительной корпорации Романа Троценко, что в 2016 году начнётся проектирование российского авианосца, а в 2023-м корабль будет построен. Безусловно, это идеальная модель. И по размаху (по мнению некоторых экспертов, обещанное водоизмещение 80 тысяч тонн для российского авианосца «великовато», лучше чуть скромнее, да поэффективнее). И по скорости: за два года утрясти, согласовать, свести воедино миллион конструкций узлов, агрегатов и систем сложнейшего плавучего аэродрома, потом за пять лет его построить – воистину подвиг. Анатолий Сердюков выразился осторожнее: в настоящее время Минобороны заказало аванпроект авианосца, чтобы можно было определиться с возможным обликом крейсера. «Только после этого Генштаб вместе с ВМФ будут принимать решения о необходимости создания корабля», – подчеркнул Сердюков. Но «авианесущая» весть в полном смысле окрылила всех создателей морской техники.

В ближайшее же время нашим корабелам вместе с французскими коллегами предстоит продемонстрировать миру пример невиданного доселе военно-технического сотрудничества – построить четыре командно-экспедиционных судна типа «Мистраль». Минимум 40% в каждом из них обеспечивает Россия, а два из четырёх вертолетоносцев сойдут с отечественных стапелей.

Из перспективных проектов, озвученных на Военно-морском салоне – будущий океанский эсминец, не исключено что с ядерной энергетической установкой. Остальные образцы российской морской техники ХХI века – уже в металле. В ближайшее время ожидается закладка нового фрегата.

Как утверждают специалисты, в последнее десятилетие оружие и электронная начинка стали более компактными, так что корабли меньшего тоннажа оснащены и могут «кусаться» не хуже, чем старые проекты большего класса. Оттого – повышенное внимание к фрегатам и корветам (корвет, хоть он и защитник ближней морской зоны, станет самым массовым типом кораблей).

По итогам прошлого года Объединённая судостроительная корпорация, по словам Романа Троценко, увеличила производство на 17%, в нынешнем планирует прибавить ещё 20%. В разной степени готовности у корабелов 54 единицы морской техники, 40 из них – для нашего флота. Объём заказов ОСК превышает 11 миллиардов рублей, 40% идёт на новые корабли для российского ВМФ, примерно по 30% – гражданское судостроение и работа на экспорт.

Формат военно-морских салонов обычно не предполагает заключения контрактов. Как пояснил начальник департамента ВМФ корпорации «Рособоронэкспорт» Олег Азизов, «это связано с конфиденциальностью. Заказчики воздерживаются от подписания договоров на подобных форумах. Задача военно-технических ярмарок – выяснить позиции иностранных партнёров в плане развития своих ВМС и сделать так, чтобы наше вооружение и техника были востребованы на международном рынке».

Самая важная стадия переговоров и заключение контрактов происходят потом, в спокойной обстановке, в двустороннем режиме.

К примеру, на прошлом военно-морском салоне Россия договорилась о постройке подводных лодок для Вьетнама, сейчас этот проект в работе.

Нынче стало известно о предстоящей поставке двух наших корветов в Алжир и трёх катеров «Молния» в одно из государств СНГ. Общая сумма заказов превышает 1,3 млрд долларов.

ЦНИИ «Электроприбор» и французские компании решили совместно работать над корабельным оборудованием. НПО «Марс» вместе с концерном «Моринформсистема-Агат» впервые продемонстрировали комплексную систему охраны и обороны побережья, которой заинтересовались представители государств Азии и Африки. Ведутся предконтрактные работы.

ОСК и российская группа «Транзас» заключили соглашение о создании совместного предприятия, которое займётся оснащением отечественных судов высокотехнологичными системами навигации и автоматизации. Концерны «Гранит-Электрон», «Аврора» и «Океанприбор» решили объединить научно-производственные потенциалы для разработки перспективных систем нового поколения подводных лодок.

Подводя итоги военно-морского салона, Олег Азизов отметил:

«Сегодня российское кораблестроение находится на передовых рубежах. Основная характеристика корабля – его боевая эффективность. А в этой области у нас огромные успехи. Соответствующий задел был создан в советские времена. Но многие разработки, которые тогда были только на бумаге, уже реализованы. Достаточно назвать системы "Клаб С", "Риф", модернизированный "Москит МВЕ". Причём значительный шаг вперёд наука и кораблестроение сделали за последнее десятилетие. И мы если не везде на первом месте, то, во всяком случае, впереди».

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения