Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Общество

Ректор Горного университета Владимир Литвиненко: «Наш алгоритм образования взят на вооружение в Америке и Канаде»


08 ноября 12:19
 
Национальному минерально-сырьевому университету «Горный» – 240 лет.
Ректор Горного университета Владимир Литвиненко: «Наш алгоритм образования взят на вооружение в Америке и Канаде» - Санкт-Петербургский горный университет. Фото ИТАР-ТАСС.
Санкт-Петербургский горный университет. Фото ИТАР-ТАСС.

«Петербургский горный институт, безо всякого – один из лучших в мире: и по техническому оснащению, и по уровню подготовки специалистов. Так что нам есть чем гордиться», – такую оценку старейшему техническому вузу страны дал в преддверии юбилея президент Владимир Путин. Рассказывает ректор Горного университета, доктор технических наук, профессор Владимир ЛИТВИНЕНКО.

Владимир Литвиненко. Фото ИТАР-ТАСС.

– Сегодня мы с вами живём в экономике, которая стоит на двух «ногах». Это, прежде всего, наши интеллектуальные возможности, наш человеческий капитал. И вторая опора – наши сырьевые ресурсы. Они были, есть и, думаю, в ближайшие 20 лет будут основным конкурентным преимуществом, за счёт которого наша страна станет высокотехнологичной, модернизированной, самодостаточной.

До 1917 года мы оставались единственным вузом, готовившим кадры для работы с недрами. Все транснациональные компании – нефтегазовые, специализирующиеся на рудных и нерудных полезных ископаемых – работают на тех запасах и месторождениях, которые связаны с именем нашего университета, так как были открыты либо нашими выпускниками, либо с их участием. Всему миру известны имена академиков Александра Карпинского – энциклопедиста-геолога, первого выборного президента Академии наук; Евграфа Фёдорова – создателя кристаллохимического метода в минералогии; Владимира Обручева – выдающегося геолога и талантливого писателя; Николая Курнакова – разработчика физико-химического метода в металлургии; Николая Келля – знаменитого геодезиста, основателя отечественной фотограмметрии и маркшейдерско-геодезической школы; Дмитрия Наливкина – видного геолога и палеонтолога; Ивана Губкина – основоположника учения о нефти; Александра Германа – создателя отечественной школы горной механики; Александра Скочинского – основоположника рудничной аэрологии. Эти учёные прославили Россию.

Сегодня в Горном обучаются 13 тысяч студентов. Конкурс в этом году по отдельным специальностям доходил до 49 человек на место.

Среди родственных нам учебных центров Америки, Канады, Норвегии, Германии и других стран мы – лучшие, о чём свидетельствуют результаты ежегодных конкурсов студентов и аспирантов. Более того, все американские и канадские сырьевые университеты взяли на вооружение наш алгоритм образования (мы выпускаем 90% инженеров и 10% по схеме «бакалавр-магистр») и отказываются от двухуровневой модели. Потому что для наших отраслей приоритетным должен быть выпуск именно инженеров-специалистов.

Переход на систему Болонского соглашения создал большую проблему для нашей экономики. Министерство труда до сих пор не разработало стандарты для бакалавров и магистров. Когда выпускник с таким дипломом приходит на производство, там не знают, на какую должность его можно назначить, какую ответственность на него возложить. Особенно показательно это на буровой, где стоимость скважины от 12 до 20 миллионов долларов, и за её работу должны отвечать всего три специалиста. Доверить дело нынешнему бакалавру или магистру – огромный риск, ведь это ещё не инженер.

Нас поддержал Владимир Путин, подчеркнувший в ноябре прошлого года, что для нефтегазового комплекса необходимо срочно отказаться от системы «бакалавр-магистр», а готовить специалистов.

Сегодня мы стремимся не просто обучать, а создавать среду, в которой будут формироваться профессионалы, интеллигенты, обладающие широкой образованностью и лучшими человеческими качествами.

88% наших преподавателей имеют учёные степени, причём почти четверть – доктора наук. Мы являемся ведущими среди российских технических университетов по многим направлениям. К примеру, критерием качества работы принято считать количество дипломов, премий и медалей, завоеванных на международных выставках. На нашем счету около 40% всех наград, которые российские вузы и Академия наук получают в целом на таких форумах.

На каждого универсанта, серьёзно занимающегося наукой, – у нас их порядка тысячи – выполняется научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 800 тысяч рублей в год, что сопоставимо с практикой ведущих американских и канадских университетов. На основе наших разработок в последние годы были открыты пять заводов. Например, по производству полипропилена в Омской области, по высокотехнологичному получению удобрений, в том числе карбонита, в Череповце, и другие. То есть мы занимаемся не наукой ради науки, наша задача – доводить наработки до реализации, чтобы они приносили пользу.

Мы обучаем студентов, как нужно работать, и закрепляем теоретические знания на практических занятиях. Наш уникальный буровой полигон под Петербургом, где только оборудования почти на 200 миллионов долларов, считается одним из лучших в мире; он используется 62 университетами, в том числе 40 российскими. Межгосударственная интеграция, в которой заинтересованы и зарубежные коллеги по разработкам минерально-сырьевых ресурсов, позволяют готовить специалистов действительно мирового уровня. Надеюсь, что лет через пять мы начнем выдавать дипломы международного образца. Причём стандарты учебного процесса будут не европейскими, а именно российскими: как свидетельствуют опросы, проведённые в компаниях-партнёрах, таких как BP, Shell, и требования, и качество у нас гораздо выше, а учебные программы более адаптированы к производственным запросам.

Как вуз, работающий в специфическом минерально-сырьевом секторе, мы не просто потребители, а участники общего дела. Рабочих мест в нашей отрасли мало, а желающих «погреться» или быть «поближе к скважине» – много. Существующая конкуренция позволяет отбирать лучших преподавателей, хотя мы и понимаем: платить им надо примерно столько же, сколько получают ведущие специалисты добывающих компаний.

Средняя зарплата профессора у нас 110 тысяч рублей, преподавателя – 73 тысячи, ассистента профессора (кандидата наук) 67 тысяч, аспиранта – 33 тысячи, из которых 15 тысяч – научный грант на выполнение исследований по его тематике. Это серьёзные стимулы, чтобы работать с полной отдачей. 

Особая ответственность ректората – социальная защита универсантов.

В этом году конкурс возрос на 30%, как следствие, 92% студентов – иногородние. К 240-летию института мы открыли три новых общежития. Этот проект обошёлся в 2,3 миллиарда рублей: 45% заплатил университет, остальное – пожертвования компаний-партнёров. Сотрудники института, прежде всего молодые, получат почти полсотни квартир по цене, максимально приближенной к себестоимости, чтобы рассчитаться на льготных условиях за три-пять лет. Это – реальное решение задач, которые поставил Владимир Путин на встрече в Краснодарском университете: находить механизмы, чтобы преподаватели получали жильё, инвестируя и одновременно уже проживая в своих квартирах. Сегодня всем студентам, имеющим детей, выплачиваем разовое 30-тысячное пособие при рождении ребёнка и по 10 тысяч рублей – ежемесячно.

Мы – единственный вуз в России, который заключает прямые договоры с каждым студентом и с аспирантом, куда включены все права и обязанности как учащегося, так и администрации с преподавателями. У нас принято ходить в форме, которая укрепляет корпоративный дух и дисциплинирует.

Горная отрасль – специфическая. Приучить студента к тому, что он не должен курить ни на буровой, ни в шахте, ни на производстве, за один день невозможно, и уже с первого дня новички не только получают знания, но и погружаются в отраслевую атмосферу, проникаются ответственностью за общее дело.

У нас в Горном слова не расходятся с делами.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения