Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Политика

Фронда в Минфине


16 апреля 15:18
 
ПАВЕЛ ВЕРШИНИН
Налоговые манёвры замминистра финансов Сергея Шаталова противоречат интеграционной политике Кремля.
Фронда в Минфине - Сергей Шаталов.
Сергей Шаталов.

Среди любопытных медиасобытий этой недели, не связанных с украинской тематикой, обращает на себя внимание статья в консервативной газете «Завтра», посвящённая фигуре заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова. Автор публикации «Бухгалтерия измены» Павел Макарычев указывает на несколько вопиющих фактов из биографии чиновника, из которых становится ясно, что интеграционная политика Кремля на постсоветском пространстве наталкивается на последовательное сопротивление со стороны высокопоставленных представителей министерского корпуса, в частности, замглавы Минфина.

Речь идёт о двух, на первый взгляд, не связанных между собой процессах. Первый из них – это преобразование Таможенного союза (ТС) в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), требующий значительно более близкого сотрудничества трёх государств-основателей в области налоговой и тарифной политики. Вторым процессом является вхождение Крыма в состав Российской Федерации, обременённое необходимостью срочного пересмотра налогового законодательства полуострова.

Оба вопроса относятся к сфере непосредственной компетенции Шаталова в Минфине: этот замминистра вот уже на протяжении 19 лет, с небольшим перерывом, отвечает в своём ведомстве за налоговую стратегию правительства. Однако, как следует из материала газеты «Завтра», по обоим вопросам позиция Шаталова принципиально отличается как от декларируемой политики российского руководства, так и от чаяний и нужд наших соотечественников и партнёров по интеграции.

Это звучит диссонансом на фоне официальных заявлений о скорейшем интегрировании  Крыма в российскую экономику и поэтапном создании ЕАЭС, однако отлично укладывается в канву радикал-либеральной логики действий г-на Шаталова, лауреата премии гайдаровского Института экономики переходного периода. В статье приводится анализ налоговой политики, насаждаемой Минфином при кураторстве его замглавы Шаталова, которая подавляет реальный сектор производства, выгодна лишь состоятельным стратам общества и сводится к переносу основного фискального бремени в стране на наиболее бедные и незащищённые слои населения.

Как следует из статьи, главным камнем преткновения на пути дальнейшей интеграции трёх государств Таможенного союза в ЕАЭС являются экспортные пошлины, взимаемые Россией со своих партнёров. В случае с Белоруссией экспортная пошлина на нефтепродукты, произведённые из российского сырья и продаваемые нашим соседом, составляет чувствительные для Минска 3,3 млрд. долларов в год. После 1 января 2015 года все эти пошлины будут отменены – и это, по мысли Шаталова, способно больно ударить по российскому бюджету: замминистра подсчитал целых 40 млрд. долларов предполагаемого недополученного дохода.

Проблема заключается в том, что для смягчения удара по казне, который, в целом, является пока лишь гипотетическим и ещё должен быть доказан, Шаталов предлагает осуществить «большой налоговый манёвр» и, в том числе, повысить НДПИ при одновременном уменьшении пошлин. Что, в свою очередь, приведёт к резкому увеличению внутрироссийских цен на топливо, а также, естественно, ударит по нашим партнёрам по ТС.

Газета приводит в этой связи слова белорусского президента Александра Лукашенко, заявившего в начале марта, что «готовность сторон к подписанию ЕАЭС не превышает 70–80%».

Всё это наталкивает автора статьи в «Завтра» на мысль о том, что подобная доктринёрская зашоренность, не позволяющая Минфину разглядеть будущую выгоду уже хотя бы в синергетическом слиянии экономик трёх стран и создании общего рынка «от Бреста до Алма-Аты», свидетельствует о явном несоответствии либеральных воззрений г-на Шаталова основополагающим макроэкономическим трендам, по которым с подачи Кремля выстраивается будущий Союз.

Ещё нагляднее подобное несоответствие, если не сказать, нарочитое противоречие между политикой президента России и позицией замминистра, проявляется в ситуации с Крымом.

Как известно, лейтмотивом экономической стороны воссоединения России с Крымом и Севастополем была и остаётся идея создания на полуострове «витрины достижений» отечественного бизнеса. С высоких трибун неоднократно звучал лозунг о введении в Крыму «налогового рая» для мелкого и среднего бизнеса, в котором занята изрядная доля трудового населения двух новых субъектов федерации. Граждане оставшейся Украины должны разглядеть на примере Крыма всю выгоду интеграционных процессов под эгидой России, оттеняемую их собственным бедственным положением.

Одно из предложений о всестороннем смягчении налогового законодательства непосредственно для Крыма прозвучало 24 марта этого года из уст председателя правительства Дмитрия Медведева. Он предложил «освобождать от уплаты налогов на переходный период те компании, которые платят налоги в Крыму».

Однако, спустя несколько дней замминистра Шаталов прислал на адрес аппарата правительства «дорожную карту» присоединения Крыма к налоговому полю Российской Федерации, в которой, как выяснилось, не содержится ни единого упоминания о льготах или смягчениях фискального пресса для крымчан. Шаталов отказался даже освободить в преддверии курортного сезона от уплаты НДС авиакомпании, перевозящие пассажиров в Крым, поскольку это «создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов в отношении других внутрироссийских перевозок».

«Вот так либеральная министерская логика расправляется с геополитическими победами Кремля», – подытоживает газета.

 

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения