Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
комментарии
Экономика

«Urals» – это нефтизм


19 апреля 10:57
 
Алексей Чичкин
Намеренная дискриминация или объективная закономерность?
«Urals» – это нефтизм -
Фото с сайта :http://www.rosneft.com

Во многих странах доходы от экспорта нефти и газа стали «локомотивом» индустриализации экономики и, в целом, социально-экономического развития. Инвестируемые в экономику «нефтегазодоллары» изменили также товарную структуру экспорта, увеличив в ней долю готовых промышленных изделий. Но, естественно, очень многое в этом контексте зависит от конкретных мировых цен на нефть, а они весьма существенно разнятся по странам и сортам этого сырья.

Так, основной экспортный сорт СССР-России – «Urals» – уже не первое десятилетие котируется на 10-15% ниже, чем большинство других сортов. Похоже, ситуация объясняется не только качественными параметрами конкретной нефти. Ибо сорта, схожие с «Urals» – некоторые южноамериканские, центральноафриканские, канадские – почему-то оцениваются по более высокой шкале…

Когда в первой половине 70-х гг. почти все арабо-исламские страны –поставщики нефти и газа ввели эмбарго на поставки нефти «западным» странам, поддерживающим Израиль, СССР предложил восполнить эту нишу.

«Западная» сторона поставила условие: не только по качественным параметрам, но и по политическим причинам (в частности, чтобы «сильно не обижать» арабо-исламских экспортеров…) советская нефть будет на 10-13% дешевле других зарубежных экспортных сортов. Москва с этим согласилась, и с тех пор «началась гонка за объёмами».

То есть, СССР тщетно пытался наверстать низкие цены на свою нефть растущими экспортными объёмами. Но, чем они были больше, тем больше был избыток нефтяного предложения на мировом, особенно европейском рынке, поэтому высокие объёмы экспорта не сопровождались адекватно высокими экспортными доходами. Зато именно в тот период всё большее число нефтедобывающих и нефтепроводных проектов в СССР стали «привязываться» именно к экспорту – поскольку этого требовали растущие объёмы экспорта.

Едва ли не идентичная ситуация с мировыми ценами на российскую нефть существует сегодня. Но вышеизложенное – экономико-политическая составляющая этой ценовой диспропорции. На эту составляющую, отметим, обращено внимание на высоком государственном уровне: премьер-министр России Владимир Путин отметил, что «разрыв в мировых ценах по сортам нефти не очень справедливый, пора обратить внимание на эту ситуацию». Из-за таких ценовых диапазонов упущенная выгода нефтяных компаний РФ ежегодно достигает, по оценкам Минэнергетики и Минэкономразвития РФ, минимум 6,5 млрд долларов США(!).

Свыше 60% объема российского нефтеэкспорта – сорт «Urals». В целом в РФ добывается до 30 сортов нефти с различными качественными характеристиками. Так, в ряде районов Западной и Восточной Сибири извлекается лёгкая «Siberian Light», качественные характеристики которой практически не уступают упомянутым зарубежным сортам. Но существует проблема «сверхбольших» расстояний доставки этого сорта на мировые рынки, поэтому её доля в объёме российского нефтеэкспорта – меньше трети.

Следовательно, требуется наращивать экспорт именно «Siberian Light». Хотя вопрос здесь и в том, намерены ли импортеры российской нефти увеличивать закупки именно этого сорта и, соответственно, дороже платить за импорт нефти из России? Небезынтересно в этой связи и то, что Венесуэла, Суринам, Канада, Камерун, Экваториальная Гвинея, например, вывозят и такие сорта, которые практически идентичны «Urals», однако среднемировые цены на такие зарубежные сорта на 7-10% традиционно выше, чем на «Urals»…

Важной составляющей в цене российской нефти является и тот факт, что большинство её сортов – высокосернистые. Значит, для получения моторных и дизельных топлив высокого качества необходимы эффективные катализаторы и современные технологии переработки, а, следовательно, больше капиталовложения.

И всё же, в упомянутом мнении Владимира Путина о несправедливости в разрыве цен на российскую и зарубежную нефть заложен, очевидно, не только «технологический» аспект. Повторим: многие сорта, аналогичные «Urals», котируются на мировом рынке дороже, так что эта проблема – и политическая, имеющая прямое отношение к формированию равноправного общемирового экономического порядка. А решать эту проблему давно пора и целесообразно, скорее всего, в рамках международных переговоров стран-экспортёров и импортёров с обязательным участием, опять-таки, международных структур, специализирующихся на определении качества нефтяного сырья.

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения