Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
отражения
Культура

Классика Дмитрия Белюкина

19 апреля

Нина Катаева
Настоящим художником-передвижником называют Народного художника России, члена Студии военных художников имени М. Грекова Дмитрия Белюкина, выставка которого «Тихая моя Родина…» не так давно совершила успешное путешествие по городам России, сделав остановку в Российской Академии художеств в Москве.

Действительный член-корреспондент Российской академии художеств Дмитрий Белюкин работает в традиции русской классической школы живописи, ведёт активную выставочную деятельность. В 2009 году художник был удостоен премии Фонда святого апостола Андрея Первозванного «За веру и верность» и национальной премии «Человек года–2009».

Хорошо помню, как в зале официальных делегаций Ярославского вокзала в Москве проходила презентация картины Дмитрия Белюкина «Матушка Русь. Ярославль». Оркестр «Боян» под руководством Анатолия Полетаева грянул «Славься!», и покрывало упало с полотна. В ярком свете огней, украшенный десятками куполов церквей, не тронутых нашествиями, сквозь золотую дымку осени нежно горел Ярославль. Город, основанный почти тысячу лет назад Ярославом Мудрым, где в дни польско-литовской интервенции в 1612 году митрополит Кирилл благословил князя Дмитрия Пожарского на освобождение Отечества. Написана картина была по заказу Московской железной дороги, и по сути своей «заказ» глубоко соответствовал художническим устремлениям Дмитрия Белюкина. А какое-то время спустя в Царской башне Казанского вокзала по инициативе президента «РЖД» Владимира Якунина открылась картинная галерея Дмитрия Белюкина. В экспозиции более 120 разножанровых картин.

Картины на исторические темы широко представлены в галерее серией «Белая Россия» – варианты картины «Белая Россия. Исход», «Зеркало», «Осколки»; картинами по русской истории XVIII века «Утренняя прогулка Екатерины Великой по Неве осенью 1789 года», «Пётр Первый стрижёт бороды боярам», «Ледоход на Неве в 1809 году. Первый парус» и другими. «Себя отношу к художникам, которые стараются проводить в искусстве свою линию, – говорит Белюкин. – Делать многометровые исторические картины, которые не попадут ни в частное собрание, ни в музей, потому что закупки со стороны государства отсутствуют, непросто. Получается, художник, который хочет делать что-то своё, может рассчитывать только на выставки. И я рад, что в постперестроечное время, когда у меня был выбор, заняться личным бизнесом, продавая работы во Францию и Америку, или раскрывать темы, которые интересны мне, я начал писать большую картину «Белая Россия. Исход» (Центральный музей Вооруженных Сил в Москве). И писал её до тех пор, пока она не получилась именно такой, как я хотел. Такие темы, как «Смерть Пушкина» или, тем более, «Белая Россия. Исход», мне никто не заказывал, это мои личные темы. Они возникают не потому, что мне приходит в голову воспеть какой-то эпизод истории, а скорее потому, что в жизни я вижу вдруг что-то похожее на то, о чём думаю».

Серия «Святые места Православия» постоянно пополняется новыми работами художника, он настоящий паломник. В ней можно увидеть храмы и монастыри России, а также пейзажи Святой Земли, Афона, Патмоса: «Рассвет на Синае», «Панорама Афона с вершины Святой горы», «Дорога к Храму». Когда художника спрашивают, как воспринимают его работы из этой серии представители других конфессий, он вспоминает фразу Пушкина: «Быть русским значит быть православным». И рассказывает о том, как была воспринята картина «Панорама Иерусалима с Оливковой горы на Пасху» этими самыми «представителями». «Я попытался уловить редкий момент в легендарном городе, когда там цветут сады – всего неделя в конце апреля. А потом всё выжигается жутким солнцем и становится каменным. Православные назвали картину «своей» – на переднем плане видим храм Марии Магдалины, мне даже предлагали другое название – «Русский Иерусалим». Мусульмане остались довольны тем, что по центру изображена их святыня – мечеть Омара. И очень довольны были евреи, потому что на переднем плане цветут маки – символ погибших еврейских солдат, как рассказали мне представители посольства Израиля в Москве. А всё дело, наверное, в том, что картина написана убедительно и все узнали Иерусалим, город трех основных религий и непрекращающихся чудес».

И, безусловно, из всех исторических эпох пушкинская наиболее любима и пристально изучаема художником со времен студенчества. Она интересна ему живописностью интерьеров, пейзажей и костюмов, а также самой жизнью Пушкина в Петербурге и Михайловском. Дмитрий вспоминает белые ночи в Царском Селе и то, как старался «увидеть» Пушкина-лицеиста, гуляющего по аллеям, как делал первые наброски. Мощный импульс, полученный в эти времена, определил одну из главных его тем. В галерее можно видеть «Смерть Пушкина» – трагическую, полную невыразимого страдания работу, в которой плачет каждый сантиметр живописи. Пушкинские пенаты в Михайловском на долгие годы становятся вторым домом художника. Он окружен пейзажами, знавшими Пушкина, воздухом, которым дышал поэт, и без устали пишет всё это: «Савкина горка ранней зимой», триптих «Рассвет», «Сороть поздней осенью», «Усадьба Михайловское. Утро погожего дня», «Новое стихотворение», «Михайловская ссылка. Зима 1825 года». По совету С. С. Гейченко Белюкин начинает работать над иллюстрациями к «Евгению Онегину». И такое подробное и убедительное жизнеописание участников «энциклопедии русской жизни» в нашей культуре появилось впервые. В галерее представлена часть из 190 цветных иллюстраций, входящих в подарочные издания пушкинского «Евгения Онегина» (Москва, 2002, «Андреевский флаг»).

В экспозиции увидите также пейзажи России – панораму средней полосы России (Валдай) и дальних уголков страны, написанные по впечатлениям от поездок автора на Шпицберген и Анадырь, на Байкал и Камчатку, в Сибирь и на остров Итуруп. Здесь же представлена галерея портретов иерархов Русской православной церкви, государственных деятелей России, личные творческие работы автора. Есть раздел натюрмортов и графики.

Остается добавить, что художник постоянно устраивает выставки в городах России. Так, в июне прошлого года в Музее-заповеднике А. С. Пушкина «Михайловское» состоялась выставка «Путешествие православного художника по Святой Земле», а в минувшем феврале пушкинская выставка открылась в художественной галерее Сарова. В экспозиции около 80 работ. Художник сам провел экскурсию для первых посетителей, рассказывая не столько о сюжетах картин, сколько о том, что осталось за кадром, читая стихи и вовлекая зрителей в любовные приключения молодого Пушкина. Выставка продлится до конца марта и станет своеобразной декорацией для мероприятий, подготовленных сотрудниками детской библиотеки имени Пушкина, и для спектакля православно-творческого объединения «МiР» по 8 главе «Евгения Онегина». 

А уж в Царской башне часть экспозиции в течение года обновляется несколько раз. Праздников здесь проходит бессчётно. Так, в январе праздновали Святки, отмечая Рождество Христово. В начале марта я была на презентации выставки «Деревенские кабинеты русского Парнаса», где экспонировалось более 60 этюдов художника, сделанных в Михайловском, Спасском-Лутовинове, Ясной Поляне, Болдине, Муранове. Название выставки проистекало из известного высказывания Пушкина: «Петербург – прихожая, Москва – девичья, деревня же – наш кабинет». Там же представили и одноименный календарь на 2011 год. А через пару недель в галерее состоялась встреча участников всероссийской программы «Святость материнства». Готовится к своему открытию выставка «Мастера русского реализма».

В борьбе современных художественных течений Дмитрий Белюкин не участвует. «Для меня важно существовать в своём мире, – говорит он, – и иметь возможность общаться со зрителем. Уверен, у каждого художника есть свой зритель, но считаю, что художники более чем экстремальных направлений, которых у нас единицы, не имеют права представлять Россию на международном уровне. Имею в виду те безобразные инсталляции, которые мне довелось видеть на биеннале в Венеции. Нелепо думать, что пропагандисты «художников-собак» перевоспитали всё население страны, уверяю вас, подавляющее большинство людей воспринимает мир в гармонии трёхмерного пространства, данной Божественным Промыслом. И я рад, когда зритель способен отличить на моей картине закат от рассвета».

Версия для печати


комментарии
подробности
отражения