Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
отражения
Культура

Лики России. Возвращённое величие Царицына

16 января

Лариса Синенко
Московское Царское село насколько красиво, настолько и загадочно. Экскурсоводы говорят о Царицыне как об «учебнике» масонских символов, архитекторы считают его самой крупной в Европе псевдоготической постройкой XVIII века и единственным дворцовым комплексом в этом стиле, историки рассказывают о знаменитых литераторах, которые обращались к величественной «натуре» в своих произведениях.

Дворцовые залы, где никогда не было приёмов с балами (если не считать сцен, снятых для фильма «Адмирал»), поражают роскошью.

– Только люстры по 1,5 миллиона евро каждая, – говорит смотрительница зала. – Сусального золота на капителях, потолках, фризах – шесть килограммов, колонны из редкого оникса, паркет из ценнейших пород дерева.

Поистине царское великолепие. Но почему императрица, породив эти хоромы, сама же и «убила» их?..

Отправившись на прогулку из Коломенского, Екатерина II была очарована парком, принадлежавшим князю Кантемиру. (Эти земли Пётр I в 1712 году пожаловал молдавскому союзнику России в войне с Турцией. Вместе с князем около 600 верных ему воинов с жёнами и детьми и осели в сёлах Чёрная Грязь, Сабурово, Булатниково, в деревнях Ореховке и Хохловке). За имение Черная Грязь императрица заплатила щедро – 25 тысяч рублей, хотя князь был готов уступить его и за 20 тысяч.

«По общему мнению, это сущий рай. На Коломенское никто теперь и смотреть не хочет. Видите, каков свет! Ещё не так давно все восхищались местоположением Коломенского, а теперь все предпочитают ему новооткрытое поместье», – писала она одному из придворных.

В июне 1775 года для Екатерины и её фаворита Потёмкина за две недели построили деревянный дворец из шести комнат. Остаток лета императрица и её тайный муж провели в Царицыне. В том же году Екатерина дала задание придворному архитектору Василию Баженову (в письмах она называла зодчего «мой Баженов», указывая на особое к нему расположение) разработать проект увеселительной резиденции. Кстати, русскому архитектору впервые со времён Петра I и до Елизаветы Петровны предложили строительство императорской резиденции. До этого такие заказы делали иностранцам. Печально, но именно эта работа в итоге сталажизненной драмой для Баженова.

Десять лет зодчий возводил в Царицыне дворцовый комплекс из 17 сооружений. Чтобы строительство не останавливалось, Баженову приходилось брать кредиты на своё имя и даже вести работы за собственный счёт. Создавая царицынский ансамбль, он был вынужден продать свой дом в Москве со всей обстановкой и библиотекой. На Баженове числилось около 15 тысяч рублей долгов, когда наконец в начале 1784-го на завершение строительства было выделено 100 тысяч рублей. Дело пошло ускоренными темпами: за год возведены Большой мост через овраг, Первый и Второй кавалерские корпуса, Хлебный дом (кухонный комплекс). Когда здания были оборудованы изразцовыми печами, помещения оштукатурены, а полы выкладывались плиткой, Царицыно посетила Екатерина. Осмотр оказался коротким. Императрица прошла приёмные залы, побывала в покоях и вынесла суровый вердикт: деньги затрачены напрасно, дворец сломать до основания! Баженова от строительства отстранили, новым архитектором резиденции назначили его ученика Матвея Казакова, что стало ещё одним унижением для зодчего.

Некоторые историки убеждены, что причинами монаршего гнева стали принадлежность Баженова к масонам и его тайные контакты с цесаревичем Павлом Петровичем (которому к тому времени исполнился 31 год). Вероятно, Екатерина углядела в этом зачатки заговора. Масонство Баженова богато отражено в царицынских постройках. Загадочные кружевные каменные узоры на мостах, арках, дворце, Хлебном доме отчётливо напоминают масонские шифры и эмблемы.

В течение последующих 10 лет на месте разрушенной громады возвели не менее внушительное новое здание. Но оценить его Екатерина не успела – скончалась. Павла I Царицыно не «зацепило», и он издал указ о прекращении работ. Ансамбль, созданный великими русскими зодчими, так и не был востребован по прямому назначению. Теперь памятник им обоим поставлен между Большим дворцом, построенным Матвеем Казаковым, и Хлебным домом Василия Баженова.

Внутренний двор Хлебного, превращённый в атриум, красив и уютен. Сквозь стеклянный купол льётся мягкий свет, афиши приглашают на концерты классической музыки. Правда, большинство архитекторов считают, что крытый атриум искажает изначальный замысел Баженова.

В отличие от Большого дворца, Хлебный дом никогда не простаивал.

– Здания, строившиеся для царей, оценил простой народ. Переходившая из рук в руки резиденция ветшала. Александр II демократично провозгласил это место публичным. Но так как оно не приносило серьёзных доходов, Царицыно передали в департамент уделов. С тех пор оно перестало быть собственностью императорской фамилии и быстро завоевало популярность как дачное место, – рассказывает сотрудница музея. – Причём престижное, как нынешние Рублёвка или Новая Рига. Здесь снимали дачи или гостили Достоевский, Тютчев, Чайковский, Чехов. Именно в Царицыно Бунин познакомился со своей второй женой Верой Муромцевой. Там он написал связанные с этим местом рассказы «Кума» и «Десятое сентября». Павильон «Миловида» с восторгом описан Тургеневым в романе «Накануне». Во времена дачного бума в Царицыне архитектурный шедевр использовался как чайный домик. А вот в Оперном доме, несмотря на название, музыка до наших дней не звучала.

При советской власти Царицыно стало частью посёлка Ленино. В резиденции располагались учреждения Главнауки, Московского отдела народного образования, даже сельский клуб с кинотеатром. С 1920-х по 1970-е годы в Хлебном доме были коммунальные квартиры. Вряд ли их постояльцы осознавали уникальность декоративного сооружения, расположенного между Хлебным домом и Большим дворцом, построенного Баженовым в виде галереи, прерывающейся в середине аркой с шипами… Кстати, с этого объекта в 1985 году началась реставрация резиденции.

Да, Царицынский ансамбль (1774–1784) получил официальный статус лишь спустя 200 лет. В 2004-м музей-заповедник передали в ведение Москвы. За рекордные три года дворцовый ансамбль с парком были реконструированы. С 2007 года он открыт круглые сутки. 

Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».

Версия для печати


комментарии
подробности
отражения