Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
отражения
Культура

Лики России. Усадьба Кусково: московский Версаль

11 марта

Сергей Томский
Музей-усадьба Кусково – жемчужина русского барокко и настоящий бриллиант в архитектурной оправе Москвы.

От Москвы до Версаля значительно ближе, чем это принято считать. При этом совсем не нужно везти свои документы во французское посольство, ожидать визу, покупать авиабилеты, заказывать гостиницу в Париже и экскурсию в знаменитый на весь мир дворец.

Всё проще – от центра Москвы два часа езды от силы, а если нет пробок, то добраться можно и быстрее, хотя улица Юности, где находится московский Версаль – одна из самых окраинных.

Усадьба-музей Кусково – уникальный ансамбль эпохи русского барокко. Тут бережно сохраняют единственный на всю Россию регулярный французский парк, Большой дворец и удивительной красоты садовые павильоны, построенные лучшими архитекторами того времени.

Здесь с середины куртуазного восемнадцатого века пышным цветом расцветала «загородная увеселительная резиденция» графов Шереметевых. Большой дворец, в котором до утра гремели балы, принимали российских монарших особ и иноземных королей, был наполнен жизнью только летом. В нём никто никогда не жил – хозяева, выезжая на свою кусковскую дачу, селиться предпочитали в других местах усадьбы. А на зиму дворец просто закрывали.

От былых роскошеств при усадьбе теперь осталась малая толика – сейчас музею Кусково из трёхсот гектаров земельных угодий принадлежит десятая часть – тридцать гектаров, но и эта земля хороша в любую погоду – и зимой, и летом.

Усадьба Кусково наполнена историей и историями. С тех самых пор, когда Александр Андреевич Пушкин поменялся вотчинами с боярином Василием Андреевичем Шереметевым, усадьба Кусково постоянно строилась, но свой вид, лоск и европейскую известность имение получило при графе Петре Борисовиче Шереметеве.

Единый ансамбль складывался почти двадцать лет из «запрудной части» – до церкви Успения Богоматери в Вешняках. Там и до сей поры можно увидеть остатки прежнего паркового устройства.

Центральной частью усадьбы стал французский регулярный парк с дворцом и павильонами, а завершался ансамбль Гаем – «английским» парком.

Наиболее полно сохранилась «регулярная часть» ансамбля. Здесь в завидной сохранности стоит построенная в стиле аннинского барокко церковь Спаса Нерукотворного, к которой позже пристроили колокольню. Имя зодчего, построившего церковь, история не сохранила, но вот о том, что колокольню строили крепостные таланты – архитекторы Алексей Миронов и Григорий Дикушин – известно доподлинно.

Жемчужина усадьбы – одноэтажный Большой дворец расположился на берегу пруда. С виду он выглядит каменным, но на самом деле построен в 1751 году из дерева, а из камня выложили только цокольный этаж. Создавали этот совершенный архитектурный ансамбль известные архитекторы, живописцы и знатоки искусства Карл Бланк, Луи Лагрене, Юрий Кологривов. Работали здесь и крепостные мастера Шереметевых – значительная часть строений усадьбы была выполнена по проектам архитекторов Фёдора Аргунова, Алексея Миронова и Григорий Дикушина.

Вместе с Дворцом, возведённым под руководством известного московского архитектора Карла Бланка, и Кухонным флигелем, который проектировал и построил в 1755 году архитектор Фёдор Аргунов, постройки эти образуют ансамбль Почётного двора, раскинувшийся на берегу Большого пруда. Симметрично центральной оси расположены павильоны «Эрмитаж», завершённый в 1767 году, «Вольер», строительство которого окончилось во второй половине XVIII века. Напротив Дворца Фёдор Аргунов выстроил Большую каменную оранжерею, в которой сейчас выставлена коллекция музея фарфора. Главными сооружениями «английского парка Гай» были Дом Уединения, в котором и жили во время своих приездов в имение владельцы усадьбы, Портретная галерея и Театр.

В лучшие времена в Кусково на приёмы собирались до 30 тысяч гостей.

Пышные празднества по случаю визитов августейших особ были совсем не редкостью – в Кускове шесть раз, как минимум, гостевала императрица Екатерина Вторая. Во время одного из пребываний императрицы хозяин усадьбы дал грандиозный приём. По озеру плавала целая гребная флотилия, включая небольшую галеру с шестью пушками, салютовавшими монархине. Во время фейерверков было сделано несколько тысяч залпов. Скуповатые немцы всякий раз подсчитывали, сколько дорогущего пороха потратили на огненные забавы, но действом восхищались.

В Кусково представления и приёмы иногда давали по два раза в неделю, а по праздникам доходило и до ежедневных приёмов. По воспоминаниям очевидцев, к одному из торжеств сюда прибыло только карет больше двух тысяч.

Усадьбу Кусково знатоки называли архитектурным маскарадом – здесь постройки и в голландском, и в итальянском стиле, отчётливо проглядываются и восточные мотивы. Коллекции музея, состоящие из основного собрания Шереметевых и последующих поступлений, насчитывают почти 6 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры XVI–XIX веков. В фондах музея хранится огромная портретная коллекция, собранная поколениями графов Шереметьевых и пополненная поступлениями более позднего времени.

…Среди многочисленных музейных легенд ходит до сей поры история о том, что император Александр Второй во время своего гостевания в Кускове посадил дубок, за которым особенно рьяно следили поколения служителей. Но после революции стало как-то не до того – служителей, доподлинно знавших о том, где венценосец посадил деревце, разметали годы и события, так что теперь уже точно никто не может сказать, какой из дубов-великанов посадил император. Да вроде и события-то не было, так, легенда…

«Легенда-то легенда, но вот лопата с мемориальной золотой табличкой, которой император Александр тогда работал, хранится в наших запасниках. У нас там вообще очень много интересного», – говорит директор музея-усадьбы Кусково Сергей Владимирович Авдонин.

В музейном фонде хранятся образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства ХVIII–ХIХ веков, книги из фамильной библиотеки Шереметьевых, уникальная коллекция фарфора, основой которой стало собрание Музея фарфора, основанного известным ценителем и собирателем Алексеем Викуловичем Морозовым.

Здесь можно увидеть фарфор, вышедший из мануфактур немецкого Майсена, французского Севра, австрийской Вены и работы дулёвских, питерских и дятьковских мастеров фарфорового промысла.

Музей хранит прошлое, а живёт будущим. А в будущее своего музея Сергей Владимирович Авдонин смотрит если не с оптимизмом, то вполне уверенно.

«Что такое усадьба? Это постоянная реставрация и постоянный ремонт, – говорит он.– И никуда от этого не деться. На этот год музей получил 26 миллионов рублей и практически всё мы потратим на реставрацию и реконструкцию».

В этом году к сентябрю обновят фасад Дворца, пять или шесть объектов – на сколько денег хватит – поставят на текущую реставрацию, а вот Американские оранжереи, которые десятки лет не знали ремонта, поставят на капитальную реставрацию и после ремонта разместят там художественное собрание.

Фото: Алексей Исаев / «Файл-РФ».

Версия для печати


комментарии
подробности
отражения