Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
реакция

Нас атакуют:

Прочитал статью профессора, президента Общества судостроителей Владимира Александрова. Пафос понятен, более того, как человек российский я его отчасти и принимаю. И свершения Петра Великого, и «век золотой Екатерины», и Великая Отечественная – всё это немыслимо без нашего славного Военно-морского флота… Но давайте смотреть реалиям в глаза. Российская Федерация – государство по преимуществу сухопутное. Так сложилось. Мы – не остров в океане, мы – материк. Поэтому и укреплять нам в первую очередь надо не флот, а армию. Сейчас стало модно говорить о возрождении ВМФ. Ведутся речи даже о строительстве авианосцев, закупаются французские «Мистрали», закладываются всё новые суда и подводные лодки… Но разве наша страна может себе всё это позволить? Ведь всё это выльется в десятки миллиардов долларов, а может, даже и более. И это в то время, когда порой не на что построить детские сады и отремонтировать дороги. Анатолий Переверзев, Нижний Новгород.



Мы отвечаем:

Чувствуется, что наряду с искренней заботой о будущем страны вами, дорогой читатель, овладела спорная идея о жёстком противопоставлении «океанской» атлантической цивилизации и «сухопутной» евразийской. Сторонники данной теории традиционно ставят во главу «морской цивилизации» англо-британский союз, а Россию видят исключительно в роли евразийского центра. Определённые основания думать так есть.

Но всё же не кажется, что это безусловная догма.

Вы совершенно верно упоминаете о Петре I и о более поздних победах российских военных моряков. Всё дело в том, что ментальным прорывом Петра как раз и было осознание всей важности овладения морским пространством. Океан, как известно, покрывает 70 процентов поверхности Земли.

Хотите вы того или нет, но лишь держава, твёрдо держащаяся на плаву (в самом прямом смысле этого слова), может претендовать на безопасное и процветающее будущее. Потому что и морские торговые пути, и защищённость, и добыча (транспортировка) углеводородов, и способность прямо влиять на ситуацию в самых разных уголках планеты – всё это флот. Без него никакой речи о России как о евразийской державе, как о координаторе этих пространств и просто защищённом во всех отношениях государстве не может быть и речи.

Да, мы позже, чем англичане, появились в Мировом океане. Но не стоит забывать, что до них в нём господствовали испанцы и португальцы. Кто они – «атлантисты» или «евразийцы»? Не правда ли, вопрос кажется странным и искусственным?

Российская империя вышла в моря столь мощно и столь быстро, что сразу составила конкуренцию ведущим морским державам. Пика своего могущества наш флот достиг в послевоенные годы, когда советские крейсеры, подводные лодки и эсминцы «хозяйничали» в Мировом океане абсолютно на равных с американо-английским флотом.

Это был один из компонентов, обеспечивавших СССР статус супердержавы. Данное словосочетание – не просто красивые слова. За ним весь спектр интересов – начиная от такой прозы, как обеспечение безопасности рыболовного флота (тогда он нам приносил многие миллиарды долларов), до удерживания стратегического контроля над половиной земного шара, где у Москвы были надёжные экономические и политические союзники.

Да и сегодня, когда от флота в результате разгрома 90-х осталось немногое, мы ещё можем предъявить такие последние аргументы, как атомные подводные лодки или авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов».

«Работают» в первую очередь они, а не политические заявления. Необходимо понять, что ни детских садов, ни дорог, никакого будущего нам не построить, если не будет создано самое главное исходное условие – безопасность.

А она в современном мире может быть только активной. Без сильного флота совсем не «сухопутной» России, выходящей на Тихий, Северный Ледовитый и Атлантический океаны, не только развития, но и спокойного будущего не обеспечить.

Не о «морской романтике» речь и не о «пустой трате денег». О делах насущных. Честь и хвала таким преданным морю людям, как Александр Владимиров. Как и он, мы верим в возрождение мощи Российского флота.

Версия для печати
комментарии
подробности
отражения