Газета Файл-РФ – последние новости дня в России
Издаётся с 12 апреля 2011 года
Последнее обновление   18:00   30 Декабря 2014 RSS
Слово о России

Политика Общество Экономика Культура История Галерея
Развитие Дальнего Востока

Свет с Востока


08 августа 12:34
 
ВИКТОР БАКУЛЕВ

Новая энергетика на берегах Тихого океана, возводимая «РусГидро», подстегнёт развитие Дальневосточного округа.
Свет с Востока -

ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАЗВИТИЯ?

Необходимость развития российского Дальнего Востока давно уже превратилась в притчу во языцех. Граждане недоумевают: отчего дальневосточные проекты развиваются совсем не так быстро, как хотелось бы? Ведь их выгода налицо. Под боком – рвущийся вперёд Азиатско-Тихоокеанский регион, с которым Россия могла бы сотрудничать не в пример более активно, чем сейчас, особенно на фоне резкого охлаждения отношений с Западом. Да и с точки зрения защиты наших национальных интересов Дальний Восток должен развиваться быстрее прочих российских регионов, быть привлекательным для людей, идей, инвестиций.

Всё так. Однако в целом ряде случаев ускоренное дальневосточное развитие сдерживается недостаточным инфраструктурным потенциалом. Зачастую те или иные промышленные проекты в ДФО не могут быть реализованы из-за элементарной нехватки… электроэнергии. Даже то электричество, которое есть, производится подчас на ветхом оборудовании, которое может отказать в самый неподходящий момент. Раз новых источников энергии нет, то не построишь ни новых заводов, ни портов, ни городов с посёлками. При этом существующие на Дальнем Востоке города и веси, как правило, представляют собой далеко не самые привлекательные места для проживания – одним лишь «длинным рублём» специалистов и молодёжь с «Большой земли» в них не загонишь.

Возьмём для примера городок Советская Гавань в Хабаровском крае, с населением около 26 тыс. человек. Расположенный на берегу Татарского пролива населённый пункт является конечной точкой Байкало-Амурской магистрали. Казалось бы, сам бог велел Совгавани быть крупнейшим портом региона! И в советские времена нечто подобное наблюдалось, правда, «по другой линии». Совгавань была базой Тихоокеанского флота, в городе работало целых два крупных судоремонтных завода. А в начале 80-х годов там были запущены сразу несколько новых судостроительных проектов, дававших Совгавани шанс увеличить население в семь раз и вырасти до уровня третьего города во всём Хабаровском крае.

Увы, с распадом СССР все эти планы рухнули, заводы позакрывались, люди поуезжали, и сегодня главным источником дохода для города стала продажа необработанной древесины в Китай и Японию. Жизнь горожан комфортной не назовёшь: достаточно сказать, что в Совгавани нет централизованного отопления, его подают в дома несколько дышащих на ладан муниципальных котельных, работающих на дорогущем мазуте. Поэтому во всём городе с мая по ноябрь не бывает горячей воды – притом что климат там далеко не средиземноморский, и средняя температура в октябре не превышает 6 градусов тепла. В половине домов города отсутствует даже труба, по которой горячая вода могла бы подаваться в краны на кухне и в ванной!

Ну и что это за жизнь? Кто готов отправиться жить и работать в такую глухомань?

Вот почему так ликовали жители Совгавани, когда в 2011 году узнали о проекте строительства в городе новой мощной ТЭЦ. Можно почитать местные интернет-площадки тех времён: горожане сразу поняли, что возведение теплоэлектроцентрали сулит им не только понижение тарифов за тепло и избавление от многолетнего бытового дискомфорта, но и множество рабочих мест на перспективных производствах, и прочие впечатляющие планы на будущее, словом, второе рождение родного города.

Всё это истинная правда: введение в строй ТЭЦ в Советской Гавани, запланированное на 2016 год, вдохнёт в этот городок новую жизнь. Но, пожалуй, ещё более важно то, что будущий объект энергетики, наряду с другими реализующимися проектами электроснабжения края, даст долгожданный стимул для развития всей дальневосточной техносферы – с портами, заводами, технопарками… И конечно, с новыми десятками и сотнями тысяч жителей, которых притянут на Дальний Восток открывшиеся производства и достойное качество жизни.

ЭНЕРГИЯ ДЛЯ РЫВКА

Теплоэлектроцентраль на берегах Татарского пролива строит «РусГидро». Эта энергетическая компания является инвестором проекта, ей же принадлежит созданная «дочка» в лице ЗАО «ТЭЦ в г. Советская Гавань», а также РАО «Энергетические системы Востока», занимающееся подготовительными работами и внеплощадной инфраструктурой станции.

Назовём ещё нескольких «действующих лиц» строительства. Проектировщиком станции выступило новосибирское ЗАО «Сибирский ЭНТЦ». Независимый технико-ценовой аудит проекта выполнила шведская компания «Свеко Союз Инжиниринг», отобранная «Сбербанком». Ну а победителем в конкурсе на генподрядчика стало ОАО «ГлобалЭлектроСервис», входящее в ГК «Сумма».

Возводимая ТЭЦ призвана заменить технически устаревшую и выработавшую свой ресурс Майскую ГРЭС, построенную в Совгавани в далёком 1938 году. Нынешняя мощность старой станции всего 80,1 МВт. Первая же очередь новой ТЭЦ сразу даст 120 МВт электроэнергии, а также 200 Гкал/час тепловой мощности, что позволит, наконец, организовать в городе круглогодичное снабжение горячей водой, старые котельные уйдут в прошлое.

После возведения всех очередей ТЭЦ её суммарная мощность достигнет 360 МВт. Также в планах – подведение к Совгавани новой 220-киловольтовой ЛЭП из Комсомольска-на-Амуре, которая, наряду со строящейся станцией, создаст в районе хороший избыток электроэнергии. Всё это станет основой для новой энергетической инфраструктуры как в самой Совгавани, так и в соседнем порте Ванино, что позволит не только выстроить на берегах Татарского пролива новые портовые терминалы и судоремонтные заводы, но и обеспечить электроэнергией строительство второй ветки БАМа, призванной оживить дальневосточную транспортную артерию. Вот так строительство одной-единственной теплоэлектроцентрали способно создать ключевые условия для превращения деградирующего порта в один из крупнейших отечественных транспортно-промышленных узлов на Тихом океане.

Что касается самой стройки, то она стартует в считанные недели: на сегодняшний день на площадке будущей ТЭЦ уже переложены инженерные сети, возведено ограждение территории, проведена вертикальная планировка площадки и начинается сооружение котлована станции. Разрешение на строительство было выдано буквально в прошлом месяце.

Для станции в Совгавани изготовлено уже 80% оборудования, оно хранится на заводах-изготовителях, дожидаясь своего часа. Работать ТЭЦ будет на Ургальском каменном угле марки «Г», обладающем оптимальными ценовыми характеристиками и обеспечивающем занятость местных шахтёров. При возведении станции будут применены инновационные технические решения, вроде установки новейших моделей котлоагрегатов и головных одноцилиндровых паротурбинных установок, а также введения двухступенчатой схемы сжигания топлива – всё это обеспечит экологическую безопасность станции.

Не менее важна и безопасность иного рода: в проекте с самого его начала используются продуманные механизмы финансового контроля со стороны федеральных министерств и Счётной палаты, обеспечивающие эффективность и прозрачность многомиллиардных вложений. А ведь контролировать есть что: общая стоимость строительства ТЭЦ в Совгавани составит около 18,5 млрд. рублей.

Совгаванская ТЭЦ – лишь один из четырёх амбициозных проектов «РусГидро» в ДФО, наряду со строительством Сахалинской ГРЭС-2, Якутской ГРЭС-2 и второй очереди Благовещенской ТЭЦ, «путёвку в жизнь» которым дал указ президента России о развитии энергетики Дальнего Востока. В ноябре 2012 года для обеспечения финансирования всех четырёх проектов в уставной капитал «РусГидро» было внесено 50 млрд. рублей из бюджета, которые покроют подавляющую часть строительных расходов.

 

Версия для печати
Оставьте комментарий первым
комментарии
подробности
отражения